ПЕТЕРБУРЖЦЫ - ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ
В МИРЕ
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНО
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЛЯ ПРЕССЫ
ФОТО
ВИДЕО
КАРТЫ
О НАС • КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
ПОИСК


 Правда ли что?
Трамваи некомфортны...

подробнее



 Правда ли что?
Правда ли, что трамвай опасен для памятников архитектуры и культуры?

подробнее



 Мы рекомендуем:









Омнибус - газета о пассажирском транспорте



Яндекс.Метрика


Вы можете помочь сайту
кошелёк WMZ
Z324941371958
или
Помощь сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Общественный транспорт Лондона сегодня: будущее транспортных систем российских мегаполисов завтра?

Столица Соединённого Королевства (ок. 7,5 млн. жителей) обладает очень плотной сетью линий общественного транспорта и, возможно, самым большим в мире количеством единиц его подвижного состава в пересчёте на число жителей. Одних только автобусов в регулярном сообщении - почти 7000 единиц на 400 маршрутах. Маршрутная сеть, равно как и все вопросы координации движения всего иного транспорта в городе, находятся в ведении правительственной организации Transport for London (TFL).

Роль магистрального транспорта играет, конечно, старейший в мире метрополитен (the Tube, или Underground, 1863), протяжённость линий которого насчитывает около 400 км, с 268 станциями. Несмотря на содержащуюся в имени «подземность» названия, значительная часть линий вне плотно застроенного центра проходит по поверхности. Весь остальной транспорт относится к Overground («надземке»). Это, в первую очередь, конечно, автобусы, а также сети Доклендской лёгкой железной дороги (DLR) на востоке города (открыта в 1987 г.) и трамвая (Croydon Tramlink, с 2000 г.) на юге. Метро в значительной степени перегружено. Несмотря на небольшие интервалы, поезда сильно заполняются даже в межпиковое время, а на некоторых центральных в часы «пик" введены ограничения на вход и выход пассажиров. Очевидно, что с учётом именно этого факта TfL ввела отдельный тариф на пользование исключительно «надземкой», который почти в 2 раза ниже аналогичного, но с метро и DLR.

После приватизации 1980-х автобусную сеть обслуживает 21 компания. Плотность маршрутов очень велика, по ряду улиц их может проходить 10 и более. В целом «матрица» сети построена так, чтобы из любой точки города можно было доехать без пересадок в максимальное число других. Такая организация сети, даже несмотря на введённую в 2003 году плату за въезд частного транспорта в центр, приводит к возникновению многчисленных заторов и очень невысокой скорости движения в целом. Туристам нравится - из окон вторых этажей дабл-декеров можно полюбоваться городом за цену, много меньшую чем запрашивают туроператоры. Но для повседневных поездок лондонцы явно предпочитают даже очень частоходящим, но медленным, автобусам переполненное метро. В целом создаётся впечатление, что сеть - при очевидном неплохом комфорте подвижного состава - работает на пределе своей провозной способности. А очень высокая цена проездных - более 100 фунтов на месяц в пределах 3 центральных зон, минимум 5 с небольшим фунтов на сутки и от 2 до 4 за разовую поездку, - есть плата за именно такую организацию сети. И DLR, и трамвай играют исключительно локальную роль в пределах обслуживаемых ими районов. А ситуация с «тяжёлым» метро и автобусами, на которые сделана ставка, заставляет очень сильно задуматься о параллелях настоящего британской столицы и будущего российских городов, власти которых, сознательно или бессознательно, полагают именно эти виды транспорта панацеей для мегаполисов.

Железнодорожный транспорт также играет немалую роль в перевозках за пределами центрального «ядра» города. Плотность движения местных поездов на ряде направлений очень высока и они пользуются большой популярностью - даже несмотря на то, что в связи с обслуживанием линий разными частными операторами, эти маршруты могут не входить в единую тарифную систему TfL. Подвижной состав очень комфортен, несмотря на явно почтенный возраст некоторых поездов, а скорости на большинстве участков весьма высокие. Очевидно, благодарить за это нужно очень высокую плотность железных дорог, которой всегда славилась Великобритания: сохранение значительного числа параллельных линий позволило практически полностью «развести» грузовые и пассажирские потоки.

Фото и текст: Владимир Валдин



Увидеть такую почти идиллическую транспортную сценку на улицах Лондона можно только утром в выходные Поезда одной линии могут отправляться до разных станций, а по одним и тем же путям могут ходить составы двух линий. Схема над дверями вагона
Метро идёт в 21 век - слоган на реконструируемой станции. Сообщение о том, что на завершение всей программы к запланированным потребуются дополнительные 2 миллиарда фунтов, вызвало нелестные отзовы лондонцевСреди, в основном, вполне современного подвижного состава попадаются и явно поезда-ветераны из прошлых десятилетий. Пригородный поезд у перрона станции London Bridge
«Пробка» из одних автобусов, с крышами, тянущимися за горизонт - это не следствие затора из-за ДТП, а результат принятой схемы планирования и функционирования маршрутной сети. Оксфорд-стритНесбывшееся пророчество руководителя крупнейшей трамвайной компании, датируермое 1909 годом: «через 2 десятилетия автобусы можно будет увидеть только в музеях»
Поезда DLR движутся без машиниста, но все вагоны оборудованы пультом управления, за который, при надобности, всегда может сесть операторТабло на остановках информируют пассажиров о времени прибытия следующего автобуса. Время постоянно меняется, так как мониторинг идёт в режиме онлайн, но интервалы в целом очень невелики
Станции и хозяйство Центральной линии метро после недвано проведённой модернизации выглядят вполне современнымиПригородный поезд на одном из двух вокзалов в королевском Виндзоре. Все линии обслуживаются частными перевозчиками, подвижной состав каждого из которых имеет свою окраску
Бывший трамвайный тоннель Kingsway охраняется, как памятник технической истории. Проходившие через него маршруты были последними, работавшими вплоть до полного закрытия лондонской трамвайной системы в июле 1952 годаНа значительном удалении от центра автобусы движутся по выделенным полосам с гораздо большей скоростью. На этом участке в центре Кройдона (юг Лондона) проходят «всего» 7 маршрутов
В салоне современного лондонского трамвая, несущегося сквозь малоэтажную застройку со скоростью около 90 км/часАварии с участием общественного транспорта здесь - редчайший случай. А гибель человека в ДТП - основание для полиции оцепить весь район для расследования, не было ли случившееся преднамеренным убийством. Тот самый трамвай, после «подрезания» которого автобус врезался в припаркованные машины
Риджент-стрит - ещё одна «автобусная» улица центра. Сообщают, что bendy buses (сочленённые одноэтажные машины) в 2009 году уйдут со всех маршрутов, уступив место традиционным дабл-декерамПредшественник современных «округлых» вагонов подземки почти 100-летней давности. С узенькими окнами-щелями и входом через открытые площадки
Центральные вокзалы и аэропорты (всего их 6, из которых 4 - весьма крупные) соединяют линии скоростных жедезных дорог. Поезда Gatwick Express отправляются с вокзала Виктория каждые 15 минутБлагодаря исторически сложившемуся профилю тоннелей лондонского метро, на многих линиях используются вот такие «округлые» вагоны
С 2003 года центральная часть города является платной для машин. В 2008 году - 8 фунтов в сутки для её «нерезидентов», и 4 - для живущих в центре. Congestion charge можно дословно перевести как «налог на переполненность»По всей видимости, запрет водителям открывать двери только на остановках, несмотря на любую «пробку», появился не так давно. Объявление в салоне для пассажиров
Довольно типичная транспортная сценка на Флит-стрит. В том числе и с участием Routemaster-аВновь трамвайные рельсы появились в Лондоне спустя 48 лет. Пока - не в центре, а в южных предместьях. Трамвайно-пешеходный центр Кройдона
Пассажирский трафик во внутригородском и пригородном железнодорожных сообщениях - очень плотный. Многие линии имеют 3 и более путейВыделенная полоса для общественного транспорта недалеко от Лестер-сквер. Скорость потока - не более 10 км/час. Интересно, что же тут было, когда все могли кататься бесплатно?
Один из центральных автобусных «хабов» - станция у железнодорожного вокзала ВикторияЛьвы на Трафальгарской площади, Биг-Бен и дабл-декер. Very British:-) Кстати, Биг-Бен - это имя не часов, и даже не башни, а колокола на башне
Наглядные знаки предупреждают водителей о необходимости подчиняться требованию приоритета общественного транспортаСтандартный остановочный аншлаг с номерами маршрутов. По одной улице может проходить одновременно 10 и более маршрутов
Вот, например, как на этой остановке на Оксфорд-стрит: карта проходящих здесь линий показывает «зону обслуживания» данной остановкиСимвол подземки при входе на станцию - один из символов британской столицы
Автоматы по продаже билетов стоят на очень многих остановках города. На некоторых маршрутах купить разовый, весьма дорогой, билет можно прямо у водителя. А посадка в автобусы других маршрутов без заранее купленного билета запрещена, о чём пассажиров информируют аншлаги на остановкахТрамвай 2-го маршрута у вокзала East Croydon
Для проезда в лондонском метро пройти через турникеты надо не только при входе, но и при выходе со станций: применяется зонный тарифКонечная линии Hammersmith&City - станиция Хаммерсмит. Перасадочная на District. Пересадка... через дорогу и турникеты
Всего подвижного состава - 4 основных типа. Эти вагоны (фото из поезда на линии District) по габаритам внутри очень похожи на российскиеЕщё один «очень лондонский» вид - мосты через Темзу и поезд на одном из них. Есть ли ещё на свете город с целыми 20 действующими вокзалами? А ведь когда-то их было ещё больше
Более-менее свободно общественный транспорт движется только в относительном удалении от центра. Подъезд к автостанции в Хаммерсмите Станция Бейкер-стрит - старейшая остановка подземки в Лондоне. Открыта в 1863, отреставрирована в 1983, о чём свидетельствуют круглые мемориальные доски на стенах.
Поезд линии District на станции Westminster. Большинство вагонов лондонской подземки произведены на рубеже 1960-х - 1970-х гг, а звуки поезда при движении (шум мотор-компрессора, лязги на стыках и другие) на многих линиях делают затруднительным даже обычный разговор во время движенияPoplar - «хаб» сети DLR, здесь сходятся 4 из 5 основных возможных маршрутов. Сеть DLR ускоренно реконструируется для начала эксплуатации поездов из 3 сочленённых вагонов (сейчас пока ещё ходят 2-вагонные поезда)
Многие станции метро за пределами центра Лондона построены на поверхностиВ день визита автора в Кройдон трамваи через центр не ходили из-за аварии, произошедшей вследствие нарушения правил водителем автобуса. Авария стоила не только частичной остановки Tramlink-а, но и жизни одному из пассажиров автобуса. 7.09.2008
Некогда традиционные для Лондона машины Routemaster сохранились только на 9-м и 15-м маршрутах, причём работают только на их центральных туристических участках. Остановка у ТауэраВ Лондоне - 20 железнодорожных станций, которые по российским критериям могут именоваться вокзалами. Некоторые из них - огромные, как, например, вот этот - вокзал Паддингтон
После недавних терактов предупреждения о необходимости быть бдительными сохранились повсюду, они смотрят на пассажиров с плакатов и звучат по трансляции. Плакат в салоне рейсового Routemaster-аТам же, поезд Кольцевой линии (с двустворчатыми дверями). Значительный зазор между полом вагона и платформой - особенность лондонского метро, о которой постоянно напоминают по трансляции: Mind the Gap!
Некоторые станции в основном надземной DLR расположены под землёй. Станция Island Gardens на Собачьем островеПочему бы машинисту не отдохнуть перед дорогой прямо на мосту, рядом с кабиной головного вагона? Тем более, что здесь заканчиваются платформы вокзала
Электронный «компостер» для смарт-карт Oyster Card на платформе трамвайной остановкиМашины «вырываются» из пробки на площади у Мраморной Арки. Далее их ждёт участок свободного движения по выделенной полосе - но ненадолго: пропускной способности «выделенок» для такого количества маршрутов реально не хватает
На центральных улицах другого транспорта, кроме автобусов и такси, практически нет. Но сколь-нибудь заметно скорость потока это не увеличиваетЗа пределами зоны трафик во многих местах действительно, более чем плотный, и в дневное время весь поток движется весьма медленно
Музей лондонского транспорта - место примечательное во всех смыслах. Это, например, единственное место в городе, где можно увидеть троллейбус (работали здесь с 1931 по 1961 гг.)Совокупный интервал движения местных поездов с вокзала Черинг-Кросс составляет что-то около 10 минут
Все остановки сети Croydon Tramlink, в том числе и расположенные на услицах среди городской застройки, оборудованы 350-мм посадочными платформамиТрамвай 3-го маршрута на остановке Reeves Corner. Сеть обслуживается вагонами Flexity Swift компоновки, очень близкой к Кёльнской
На маршрутах британской столицы и пригородов ускоренно внедряются машины с гибридными двигателями - с кузовами различной компоновкиНа работу водителем «приглашает» каждая вторая машина. 500 фунтов в неделю, а с переработками - ещё больше. О последнем пишут вполне открыто
«Округлый» поезд на «округлой» станцииНесмотря на хорошо заметную разметку на асфальте и знаками, нарушители есть. Так что полиция совсем без работы не остаётся, хотя на улицах её почти не видно





ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ
Подготовка материалов - "Комитет петербуржцы за общественный транспорт". Presentacia.ru - дизайн и верстка