ПЕТЕРБУРЖЦЫ - ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ
В МИРЕ
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНО
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЛЯ ПРЕССЫ
ФОТО
ВИДЕО
КАРТЫ
О НАС • КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
ПОИСК


 Правда ли что?
Правда ли, что трамвай - это очень дорогое средство транспорта?

подробнее



 Правда ли что?
Трамваи некомфортны...

подробнее



 Мы рекомендуем:









Омнибус - газета о пассажирском транспорте



Яндекс.Метрика



Синдром приобритённого маршруткизма (СПМ)
(marsrutkea syndrome)

Публикуется с разрешения автора

Описание заболевания дано
его первооткрывателем,
Алексеем Евгеньевичем К., © 2005


Синдром приобретенного маршруткизма (marsrutkea syndrome) – тяжелое заболевание, поражающее преимущественно городских жителей малоразвитых стран, передающееся контактным с городским транспортом путем, а также акустически-воздушным и визуальным способом, заключающееся в серьезном нарушении у пострадавшего экономических, экологических и моральных мотивационных механизмов выработки способов обеспечения своей пространственной мобильности.

Этиология. Заболевание является приобретенным, т.е. наследственным способом не передается. Болезнь обусловлена некачественной работой городского общественного пассажирского транспорта, входящей в антагонистическое противоречие с конституционным правом субъекта на свободу перемещения и естественным врожденным инстинктивным желанием обеспечения своей нормальной мобильности. Развитию заболевания также способствуют воспоминмния больного о прошлых временах, когда подобного противоречия не существовало. Заболевание носит эпидемический характер. В России зоной наиболее тяжлой эпидемии маршруткизма является Санкт-Петербург. Существуют значительные районы и города, в которых заболевание практически не распространено или носит характер отдельных случаев. Вопрос о возможном иммунитете к заболеванию пока остается открытым. Известно лишь (статистические обобщения), что достаточно устойчивым иммунитетом к заболеванию обладают пенсионеры, неработающие студенты, малообеспеченные слои населения. В то же время, существуют как достаточно обеспеченные люди, обладающие стойким иммунитетом, так и весьма малообеспеченные, такового иммунитета не имеющие.

Патогенез. Следствием некачественной работы общественного транспорта и высокой коррумпированности властей, косвенным путем получающих дополнительные доходы с искусственного поддержания эпидемии маршруткизма, является стремление пострадавшего обеспечить свою мобильность если не естественным путем (посредством городского транспорта), то хотя бы альтернативным способом. Однако с течением времени кажущееся удобство перемещения по городу посредством маршрутки приводит к нарушению адекватного восприятия пострадавшим объективной картины реальности, что и является по сути начальной стадией заболевания. В дальнейшем заболевение быстро прогрессирует, переходя в хроническую форму, со временем вызывая органическое поражение головного мозга, заключающееся в нарушении механизма выработки допамина в головном мозге, что делает заболевание неизлечимым, а больного – общественно опасным.

Клиническая картина. Проявления заболевания характеризуются многообразными симптомами в зависимости от стадии, которых различают три.

Первая стадия развивается достаточно долго и поначалу заболевание носит латентный характер. Причины развития заболевания объективны и связаны с необходимостью долгих ожиданий городского транспорта. В этой стадии больной, следуя естественному инстинкту человека разумного (homo sapiens sapiens), терпеливо ждет городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус), и иногда это ему удается. Тем не менее, частые случаи срыва рейсов и непомерных интервалов движения вынуждают человека периодически пользоваться маршруткой. На этой стадии восприятие больным окружающей действительности еще не нарушено, он вполне отдает себе отчет в своих действиях, т.е. в смертельном риске пользования маршруткой; в экономическом ущербе, наносимом ему маршруткой; в объективном неудобстве маршрутки как транспортного средства; в том, что платит он неизвестно кому; в повышенной мобильности маршрутки и большей скорости ее передвижения. Сознавая эти аспекты, человек действует разумно, т.е. старается дождаться городского транспорта и только в крайнем случае пользуется маршруткой (реальный риск опоздания на работу, наличие маршрута маршрутки, следующей напрямую в необходимое место, что избавляет от пересадки). На этой стадии заболевания сильны и экономические мотивации – человек будет до последнего ждать городского транспорта (желая сэкономить на проезде или воспользоваться имеющимся проездным документом), и воспользуется маршруткой только в безвыездном случае.

В маршрутке больной чувствует себя неуютно, испытывает неудобства, ему неприятно низкопоклонство при входе, иногда он задевает головой потолок, не всегда может с первого раза открыть или закрыть дверь, нередко тихо ворчит и глядит вокруг злыми глазами, постоянно чувствует опасения в собственной безопасности (в зависимости от степени религиозности проговаривая про себя либо «Отче наш», либо набор ругательств и междометий), ощущает некую внутреннюю неуверенность в себе, перед тем как высказать водителю требование об остановке, в некоторых случаях не успевает вовремя сообщить о необходимости остановки, испытывает душевный дискомфорт при оплате проезда. В некоторых случаях о поездке в маршрутке рассказывает друзьям или коллегам как о некоем подвиге или казусе. На этой стадии заболевание излечимо полностью (см. раздел «лечение»).

Вторая стадия носит хронический характер. Переход заболевания от первой стадии ко второй обычно происходит незаметно, что и делает заболевание столь коварным. Больной все чаще и чаще пользуется маршрутками и привыкает к этому. В результате постепенно развивается нарушение объективного восприятия реальности. Больной уже не делает явного различия между городским транспортом и маршруткой. Больной в этой стадии пользуется как маршруткой, так и городским транспортом примерно в равной мере – что подвернется. У него развивается ряд специфических симптомов: тенденция к выстраиванию в очереди затылок в затылок, вырабатывается приобретенный инстинкт к нахождению нужной очереди, трофические взмахи правой рукой (что характерно – даже у левшей именно правой) при виде проезжающей маршрутки, повышается гибкость позвоночника, развивается низкопоклонство и способность к легкому перемещению в салоне в положении «в раскорячку», развивается навык быстрого открытия и закрытия двери, вырабатывается отработанная фраза типа «остановитесь на следующей, пожалуйста» или «остановитесь у третьего столба, считая от меня». Больной на этой стадии еще не согласен садиться в маршрутку при отсутствии свободного места. Вырабатывается навык «передейте, пожалуйста, водителю» и вырабатывается рефлекс избежания места, на котором приходилось бы принимать деньги со всего салона и передавать водителю. У больного вырабатывается полная невосприимчивость в звуковым раздражителям, т.е. он не обращает внимания на столь часто включенное водителем радио. Усугубляется суицидальный синдром – больной уже не выбирает в маршрутке наиболее безопасное место, перестает бояться за свою жизнь.

Вторая стадия может и не перерасти в третью. В этом случае больной остается хроническим, но возможны ремиссии.

Третья стадия является тяжелой и неизлечимой. При сохранении многих симптомов, свойственных второй стадии, развивается целый комплекс новых, главный из которых – полное нарушение объективного восприятия действительности. Для такого больного городского транспорта как бы уже не существует, его сознание не воспринимает такие транспортные средства, как трамвай, троллейбус, социальный автобус, реагируя лишь на небольшие размеры транспортного средства или букву «К» перед номером (избирательная слепота).

Больной уже не пользуется городским транспортом, игнорируя, например, остановившийся прямо перед ним совершенно свободный троллейбус, следующий в то место, куда стремится больной – он все равно останется ждать маршрутку, т.к. из-за поражения головного мозга такое транспортное средство он просто не видит. Также характерна выраженная тенденция проезда на маршрутке даже одной - двух остановок в условиях, когда легко пройти пешком или когда вполне достаточно общественного транспорта, идущего туда же. Больной готов лезть в маршрутку даже если нет сидячего места и ехать стоя на карачках.

На этой стадии по не вполне ясным пока причинам у больного происходит еще одно (помимо избирательной слепоты) органическое поражение головного мозга, выражающееся в нарушении механизма выработки допамина. Однако у больного вырабатываются специфические механизмы допаминовой стимуляции. Например, выброс допамина и достижение высшей удовлетворенности достигается таким больным в случае, если ему удается тормознуть маршрутку «перед светофорчиком», особенно в случае, если маршрутка после светофора должна поворачивать налево. Большое наслаждение больному в третьей стадии доставляет также остановить маршрутку буквально в 5-10 метрах после того, как она высадила предыдущего пассажира – пройти эти метры, конечно, не представляет никакой сложности, но удовольствие достигается лишь тем, чтобы дернуть водителя и уменьшить среднюю скорость передвижения маршрутки. Немалое удовольствие больному в третьей стадии доставляет остановить маршрутку неожиданно – не по рассеянности, как у больных в первой стадии, а ради острых ощущений и получения допаминовой стимуляции. В этих случаях маршрутка нередко останавливается не у обочины, а на второй или третьей полосе – возможность пройти по дороге с риском попасть под проезжающий автомобиль доставляет приятные острые ощущения и снимает дискомфот. Характерно, что на этой стадии заболевание необратимо – даже если работа городского транспорта будет налажена, такой больной все равно будет бегать по темным углам в поисках случайно оставшейся маршрутки.

Больной начинает сам становиться источником эпидемии, убеждая всех и вся, что кататься в маршрутках – это здорово, удобно, быстро и приятно. Больных в третьей стадии следует считать общественно-опасными и подвергать принудительному лечению или изоляции.

Осложнения. На первой стадии заболевание к осложнениям обычно не ведет. На второй стадии повышается риск телесных повреждений при авариях, вплоть до летального исхода. Также высок риск развития органических поражений головного мозга и перехода заболевания в третью стадию. Третья стадия может перерасти в тяжелое психическое заболевание (шизофрения, паранойя), а также привести к травмам различной степени тяжести, вплоть до смертельных.

Диагноз. На ранней стадии заболевания диагноз затруднен в связи с недостаточной выраженностью симптомов. Тем не менее, важность своевременного диагноза именно на начальной стадии трудно переоценить, т.к. в этой стадии заболевание легко лечится психотерапевтическими методами. В начальной стадии следует обратить внимание на поведение человека в состоянии усталости или подпития. Именно при таких условиях проявляются первые симптомы, выражающиеся в желании сесть в маршрутку («чтобы долго не ждать», «ладно, сегодня такой тяжелый день, прокачусь с музыкой», «по такой погоде ждать трамвая…» и т.п.). Нередко больной сообщает о таком желании окружающим («устал я сегодня, поеду, пожалуй, на маршрутке»).

В тяжелой стадии диагноз не представляет сложности. Основные симптомы: игнорирование общественного транспорта, явно выраженная тенденция к выстраиванию в очереди лицом в затылок, повышенная гибкость позвоночника и способность легко передвигаться в согнутом положении в полуприсяде, способность долго удерживать руку в вытянутом горизонтальном положении, приставания к знакомым и коллегам с горячими убеждениями в удобстве пользования маршрутками.

Дифференциальный диагноз стадий заболевания обычно не представляет сложности и выполняется по принципу: случайные поездки на маршрутке (1-я стадия), преимущественные поездки на маршрутке (2-я стадия), поездки только на маршрутке (3-я стадия).

Лечение. В начальной стадии заболевание полностью излечимо. Достаточно лишь тем или иным способом наладить нормальную работу городского транспорта – и заболевание излечивается само собой. В определенной степени помогают и психотерапевтические методы, например, метод убеждения с апелляцией к логике и здравому смыслу больного. Весьма эффективно также санаторно-курортное лечение с направлением больного в курортную зону (например, Мурманск). Достаточно трехдневного наблюдения за безупречной работой недорогого общественного транспорта и наглядного убеждения в реальном месте маршрутки в системе нормального городского общественного транспорта, чтобы даже после возвращения в зону эпидемии сохранить значительную резистентность.

На второй стадии заболевание неизлечимо, возможны лишь временные ремиссии. Ремиссии возможны при улучшении работы городского транспорта, финансовых затруднениях у больного. Некоторый эффект может дать разъяснительная работа.

На третьей стадии заболевание неизлечимо. Методы лечения пока не разработаны. Возможно, эффективной окажется шоковая терапия с демонстрацией тел жертв аварий маршруток и компьютерных имитаций аварий маршруток. При органических поражениях головного мозга, возможно, следует использовать методы современной психиатрии (лечение седативными препаратами и нейролептиками).

Прогноз – неблагоприятный, вплоть до психического заболевания органической природы и летального исхода в 13-15-местном гробу под колесами Камаза.

Профилактика. Улучшение работы городского транспорта – наиболее действенная мера. Покупка проездного документа длительного пользования. Воспитательно-разъяснительные мероприятия. Увольнение с работы или понижение зарплаты.





ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ
Подготовка материалов - "Комитет петербуржцы за общественный транспорт". Presentacia.ru - дизайн и верстка