ПЕТЕРБУРЖЦЫ - ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ
В МИРЕ
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНО
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЛЯ ПРЕССЫ
ФОТО
ВИДЕО
КАРТЫ
О НАС • КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
ПОИСК


 Правда ли что?
Правда ли, что трамвай - это очень дорогое средство транспорта?

подробнее



 Правда ли что?
…выделять полосы дорог только для ОТ - неоправданно дорого и сложно?

подробнее



 Мы рекомендуем:









Омнибус - газета о пассажирском транспорте



Яндекс.Метрика


Вы можете помочь сайту
кошелёк WMZ
Z324941371958
или
Помощь сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
28.08.2012

Уравнение в пользу РЖД


Главный российский монополист декларирует неустанную заботу о пассажирах. "Росбалт" разбирался, к чему приводит такая деятельность.


С 1 сентября дорожают электрички в Петербурге и Ленобласти. Чтобы понять суть официального пресс-релиза "дочки" Октябрьской железной дороги — ОАО "Северо-Западной пригородной пассажирской компании" — с выложенным в нем обоснованием повышения цен, требуется немало усилий. Так, создатели этого документа напоминают, что "с 8 февраля 2011 года комитетом по тарифам Ленинградской области был установлен тариф 33 руб. 04 коп. за первые 14 километров и далее 2 рубля 36 коп. за каждый последующий километр. В то время, как тариф на проезд в Санкт-Петербурге составляет 32 рубля за первые 20 км и далее 1,6 руб. Такая разница в тарифах привела к росту социальной напряженности среди населения региона, оттоку пассажиров, пользующихся пригородными поездами в Ленинградской области, росту числа безбилетников и как следствие – увеличению расходов компании на борьбу с безбилетным проездом… В целях снижения социальной напряженности среди населения, пользующегося пригородными поездами, ОАО "СЗППК" ввело дифференцированную скидку на проезд, тем самым уровняв тарифы на проезд по Санкт-Петербургу и Ленинградской области".

Документ составлен так витиевато, что обычный человек вынесет после его прочтения только одну мысль: Ленобласть "зажимает" компенсации на проезд своих жителей, а потому РЖД устала заниматься благотворительностью и чуть ли не за свой счет возить пассажиров на территории региона. В пресс-релизе не говорится про повышение цен — согласно законам пиара, это негативно влияет на имидж компании. В документе говорится об "уменьшении размера скидки на проезд" и "снижении социальной напряженности". Вывод: чтобы никто не мучился, с 1 сентября (далее цитата из релиза): "ОАО "СЗППК" уменьшает размер скидки на проезд в поездах пригородного сообщения по территории Ленинградской области. Стоимость одного километра составит 2 рубля".


Редкий пассажир сможет разобраться в этой словесной казуистике. Но если постараться, получается, что железнодорожники решили уравнять областные и городские тарифы, но уравнение, естественно, вышло со знаком "плюс" для РЖД. В среднем — теперь проезд подорожает примерно на 15 рублей.

Представители "СЗППК" уточняют, что дорога вела переговоры с администрацией Ленинградской области по вопросу пересмотра уровня тарифа — иначе говоря, требовала денег в размере 291 млн рублей на 2012 год. Но, как сообщается, "ввиду отсутствия положительного решения по данному вопросу со стороны Ленинградской области … ОАО "СЗППК" с 1 сентября вынуждено сократить размер предоставляемой скидки".

Как сообщил "Росбалту" вице-губернатор, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов, "с февраля 2011 года в Ленинградской области установлен предельный тариф на пригородные железнодорожные перевозки в размере 32 рубля за первые 14 километров и 2 рубля 36 копеек за каждый последующий километр. Этот тариф был утвержден на основании заявки ОАО "СЗППК", он обеспечивает полное возмещение экономически обоснованных издержек и не требует выделения субсидий из регионального бюджета". Вновь переводя на русский, получится, что область предоставила то, что железная дорога просила. Областной вице-губернатор также не преминул заметить, что грешно монополисту жаловаться.

"По результатам 2011 года деятельность компании-перевозчика в Ленинградской области была безубыточной и составила 141,55 млн рублей. Прогнозируется, что и в 2012 году ОАО "СЗППК" не понесет убытков на территории 47 региона", — отметил чиновник. Кроме того, Дмитрий Ялов советует компании-перевозчику обновить подвижной состав. Это, по мнению чиновника, "позволит сократить затраты на аренду состава и уменьшить налог на добавленную стоимость". Примечательно, что и представители РЖД, и областного правительства все свои акции объясняют исключительно заботой о гражданах. Вице-губернатор Ялов также, как и РЖД, считает, что "выравнивание тарифа для Петербурга и Ленинградской области позволит снять социальную напряженность пассажиров двух соседних регионов".

Любопытно, что практически в тот же день, когда ОАО "СЗППК" решила так своеобразно позаботиться о пассажирах, аналогичная ситуация возникла в других регионах России — например, в Забайкалье. Там вышло еще круче: ЗабЖД (местный аналог ОктЖД) и вовсе решила приостановить работу пригородных электричек, потому что правительство Забайкалья якобы задолжало железнодорожникам 250 млн рублей. Краевые чиновники с позицией дороги не согласились и прямо заявили, что считают материальные претензии монополиста завышенными. Более того: и.о. губернатора Александр Холмогоров потребовал на федеральном уровне выяснить, "где деньги, Зин?".

"Мы и раньше, и сейчас не были согласны с расчетами по убыткам от пригородных перевозок, которые нам представляла ЗабЖД. Расценки на услуги железной дороги — одни из самых высоких стране", — сказал Холмогоров. По его словам, правительство края обращалось в РЖД с просьбой рассмотреть возможность снижения ставок для ЗабЖД в два-три раза, но получило отказ, несмотря на то, что основную долю в выпадающих доходах пригородной пассажирской компании составляют расходы на оплату услуг ОАО "РЖД". Руководитель отмечает, что, по мнению железнодорожников, субъект (в данном случае неважно, речь идет об Октябрьской или Забайкальской железных дорогах) должен оплачивать такие затраты дорожников, как зарплата, начисления, аренда, амортизация, затраты на инфраструктуру — пути и их обслуживание. По мнению чиновника, федеральный бюджет и так компенсирует дороге 99% этих затрат. По словам и.о. губернатора, проблема убытков пригородных пассажирских компаний сложилась в большинстве субъектов Российской Федерации, при этом никаких вразумительных обоснований со стороны дороги не приводится.

Примечательно, но о таком развитии событий эксперты предупреждали еще тогда, когда проект субсидирования РЖД местными властями только обсуждался. Эксперты говорили о неизбежном повышении цен на билеты и о том, что это ударит именно по тем гражданам, благополучие которых так заботит РЖД. Попытались свое слово сказать даже правозащитники — так, председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков говорил, что подобные меры вызывают "много вопросов" к РЖД, которая сама по себе представляет "абсолютно закрытую структуру, никогда не отчитывается за свои доходы и не показывает общественности никаких цифр".

"Это не пассажир должен платить за билет, а железная дорога должна заплатить за то, что она везет его в таких условиях", — подытожил Аншиков.

Впрочем, маловразумительная, громоздкая, обвешанная различными "дочками" и труднодоступная пониманию обычного пассажиру система — это, видимо, стиль работы ОАО "РЖД". Вот какую любопытную историю рассказал "Росбалту" еще один пассажир железной дороги — известный тележурналист Павел Шеремет. Вовзращаясь из Киева с Чемпионата Европы по футболу, он стал жертвой еще одной "услуги" РЖД — электронных билетов.

"Российские железные дороги – главная российская монополия. Это почти государство в государстве, с несколькими миллионами работников и почти армейской дисциплиной. Нынешний начальник РЖД, господин Якунин, человек амбициозный и глубоко православный. Он каждый год возит специальным самолетом неопалимый огонь из Иерусалима. Он, наверняка, хочет, чтобы его корпорация была лучшей, но часто получается, как всегда", — рассказывает Павел Шеремет.  По его словам, 2 июля он собирался уехать из Киева в Москву на фирменном российском поезде №2.

"Как обычно, при покупке билета по Интернету просили ознакомиться с правилами. Но правила написаны так замысловато, что разобраться с ними нормальному человеку трудно. Поскольку раньше я билеты на сайте РЖД не покупал, я был внимателен и заметил, что есть какая-то  закавыка с этими билетами, что их надо специально как-то распечатывать в Москве, хоть уезжать вы собираетесь из Киева. Я перечитал несколько раз правила, потом разъяснения к ним. Меня успокоил пост Якунина о том, что раньше были трудности с электронными билетами и их надо было как-то специально распечатывать, но теперь трудности позади и можно придти к поезду с обычной распечаткой", — рассказывает журналист.

Затем он оформил бланк заказа и получил типичный электронный билет – с датой, номером вагона, номером места, ФИО и штрихкодом. Деньги со счета тоже списали – 3665 рублей.   

"Меня смущала только фраза в разделе "Дополнительная информация". Цитирую дословно со знаками препинания: "СТАНЦИИ СНГ ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ НА СТАНЦИИ ОТПРАВЛЕНИЯ НЕЛЬЗЯ". Но зачем мне билет, когда мне уже прислали бумагу со штрихкодом?! Терзаемый сомнениями, я специально пришел на вокзал в Киеве заранее. Пошел в справочную. Я не успел еще договорить свой вопрос, как милая девушка объявила приговор: "Раз купили билет на сайте РЖД, то и распечатывать его надо было в Москве! Нам эти бумаги не нужны!".

Далее Павел пошел к начальнику поезда. Поезд – российский, начальник – тоже, упитанный в годах опытный продавец  услуг. Он объявил: "Мы вас пустить не можем. Все надо было распечатывать в Москве! Таких как вы, много".

По словам журналиста, у поезда собралась уже группа убитых горем обладателей электронных билетов. Этот "лохотрон", оказывается, тянется уже несколько месяцев.

"Мало ли что вы там распечатали, вы можете на компьютере сделать все, что угодно. Нам специальные курсы проводят, чтобы мы электронных мошенников не пускали", — поучал начальник поезда.

Пассажиры, у которых были деньги, от отчаяния хотели купить новые билеты в украинской кассе, но билетов уже не было.

"Я просил начальника поезда продать мне мое место еще раз, но тот наотрез отказывался, несмотря на то, что пустовало уже выкупленное мною место. Но меня в вагон не пускали. Начальник твердил: "Я не могу вам продать ваше место, потому что оно уже занято". "Так оно мной занято!", — я реально сходил с ума от абсурдности положения", — рассказывает журналист.

В итоге Шеремет купил сам и помог купить петербуржцу с маленьким сыном, у которых кончились деньги, а на уже оплаченные электронные места их не пустили, билеты на другой, украинский поезд. Но железнодорожный дурдом на этом не закончился.

"Я попросил своего друга съездить на Киевский вокзал в Москве, распечатать мой билет в спецкассе и сдать его. Друг приехал, распечатал, но денег вернуть не смог. Тетя заявила, что для возврата денег надо на этом бланке поставить печать на вокзале в Киеве! Круг идиотизма замкнулся", — рассказал "Росбалту" Павел. Затем, по его словам, была поставлена окончательная точка в системе под названием "сервис РЖД".

"Моему другу сказали, что деньги за неиспользованный билет может получить только тот, кто его покупал, — то есть я. По прибытии в Москву я отправился в кассу, но мне заявили, что деньги можно вернуть только в течение 12 часов после отправления поезда. Но как это можно сделать, если поезд из Киева в Москву идет 14 часов?! — изумляется коллега. — Это фактически ловушка: непонятная информация, полный бардак, никаких толковых предупреждений и объяснений".

Не только у корреспондента "Росбалта" и коллеги Павла Шеремета возникают сомнения в том, что ОАО "РЖД" бедна как церковная мышь. Можно предположить, что организация-монополист, создающая собственное дорогостоящее телевидение, с активностью и щедротами, достойными лучшего применения, реставрирующая церкви и перевозящая туда-сюда священный огонь из Израиля, вряд ли может быть настолько бедной, чтобы выносить мозг своим пассажирам на системах покупки билетов или "заботиться" о дачниках, сдирая с них последние копейки. Впрочем альтернативы-то нет.

Марина Бойцова








ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ
Подготовка материалов - "Комитет петербуржцы за общественный транспорт". Presentacia.ru - дизайн и верстка