ПЕТЕРБУРЖЦЫ - ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ
В МИРЕ
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНО
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЛЯ ПРЕССЫ
ФОТО
ВИДЕО
КАРТЫ
О НАС • КОНТАКТЫ
ЖАЛОБА НА ОТ
ССЫЛКИ
ПОИСК


 Правда ли что?
А что говорят о трамваях врачи?

подробнее



 Правда ли что?
Трамваи некомфортны...

подробнее



 Мы рекомендуем:









Омнибус - газета о пассажирском транспорте



Яндекс.Метрика


Вы можете помочь сайту
кошелёк WMZ
Z324941371958
или
Помощь сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
14.12.2009

Как «стиляге» не стать бомжом?


Петербуржцы защищают старые трамваи

На Васильевском острове прошла акция "Серебряный век петербургского трамвая". Силой художественного слова, музыки и доводов логики участники действа пытались защитить коллекцию старинных электрических вагонов, собранную в трампарке имени Леонова.

Примечательно, что формально на раритеты никто не посягает. Все - от чиновников до бизнесменов - клянутся в любви и уважении к этому "любимому петербуржцами виду транспорта". Но вот парадокс - от этого будущее трамвайного музея становится все более туманным.

"Вот он летит, огнями ночь пробив…"

Ретро-вагон типа МС ("моторный стальной"), собранный в конце 20-х годов прошлого века на Путиловском заводе, натужно скрипя, выехал из ангара трампарка имени Леонова. Именно он стал по сути главным героем последней экранизации булгаковского романа "Мастер и Маргарита". В этот раз "киногерой" запустил в свое нутро около 80 участников акции в защиту трамвайного музея. Далеко МС не уехал. Сделал несколько кругов по рельсам внутри парка. Один из организаторов акции, покачиваясь под стук колес "булгаковского" вагона, высоко поднял над головой портрет Владимира Набокова и вдохновенно продекламировал строки, посвященные трамваю:

Вот он летит, огнями ночь пробив,

Крылатые рассыпав перезвоны.


Вспомнили и стихотворение Николая Гумилева:

...Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня.

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня...


Уже внутри ангара (куда раритетное средство передвижения вкатилось отнюдь не с той стремительностью, о которой писали поэты) концерт в честь трамвая продолжился. Исполнялись песни на электротранспортную тему под гитару, флейту и даже саксофон.

Не обошлось и без экскурсии по музею. Предполагалось, что в роли гида выступит руководитель коллекции экспонатов Ефим Щедринский, но он почему-то не пришел. Миссию экскурсовода возложил на себя член организации "Петербуржцы - за общественный транспорт" Анатолий Федуков. Со знанием дела он объяснил и наглядно продемонстрировал, как тяжело было вагоновожатому стоя управлять одной из первых трамвайных моделей - МС-1. Ломиком переводить стрелки, вручную двигать "дворником" и чтобы лобовое стекло не запотевало, попросту открывать форточку, даже в сильный мороз. Впрочем, и более поздние конструкции, например ЛМ, выпущенный сразу после войны и прозванный за громозд- кость "слоном", тоже, как выяснилось, не подарок.

- Вагон очень тяжелый. Долго разгонялся и тормозил медленно, - сообщил гид. - Система управления, на жаргоне - "кофемолка" - приводилась в действие одной левой рукой, отчего у вожатого эта конечность была настолько развита, что я, например, не хотел бы столкнуться с ним вечером в подворотне.

Среди вставших на прикол ретро-трамваев выделялся экземпляр ЛМ-57 - памятный многим петербуржцам желто-синий, с закругленной "мордой" вагон, прозванный в народе "стилягой". В салоне сохранились кассы, из которых (помните?) путем поворота ручки извлекалась лента с бумажными билетиками. И компостер, оные билетики пробивавший. Малолетние экскурсанты на этом пункте были потеряны для остальной части программы. Они намертво застряли у "древних" приспособлений. И поскольку билетный рулон отсутствовал, в дело пошли фантики от конфет, обертки от жвачек, кто-то даже умудрился пробить компостером десятирублевую купюру. На память.

В принципе, есть возможность подробно и без помех изучить устройство ретро-вагонов, если взять их в аренду, например, для корпоративной вечеринки.

- Вроде бы, недавно это запретили, - говорит Анатолий Федуков. - Но еще прошлым летом я заказывал тот самый "берлиозовский" вагон на свою свадьбу за 5 тысяч рублей в час.

"Слишком много вопросов без ответов"

Акции, подобные устроенной любителями трамвая, не у всех находят понимание. Ведь никто еще однозначно не заявил об уничтожении музея электротранспорта. Впрочем, с официальной точки зрения, и музея-то никакого нет. А есть коллекция ретро-вагонов, собранная силами энтузиастов и разместившаяся на не совсем понятных основаниях в трех депо трампарка имени Леонова. Учреждение находится на балансе ГУП "Горэлектротранс". Его директор Леонид Серебряков уверенно заявляет:

- Никто трогать музей не собирается. У трамваев останется возможность выезжать и въезжать на территорию парка, обслуживать туристов.

Это же подтвердил несколько месяцев назад и вице-губернатор Алексей Сергеев в ответе на запрос депутата ЗакСа Алексея Ковалева по поводу судьбы коллекции: "В настоящее время передислокация музея электрического транспорта из комплекса зданий по адресу Средний пр. В. О., 77 не планируется".

Но 27 ноября на Градостроительном совете одобрен инвестиционный проект, предусматривающий возведение на территории трампарка Леонова многофункционального делового комплекса стоимостью 1,5 млрд долларов. Разработчик комплекса архитектор Михаил Мамошин уверяет:

- Музей не пострадает, он останется на своем месте.

Однако скептики обращают внимание: в проектной документации по поводу тех ангаров, где сейчас содержатся ретро-экспонаты, сказано: "реставрация и приспособление для современного использования под общественные функции". Формулировка расплывчатая и не гарантирующая сохранности коллекции на ее нынешнем месте. Кто тогда переведет стрелку на трамвайном пути?

- Не то чтобы я не доверяла официальным заверениям, - говорит активистка движения "Живой город" Юлия Минутина. - Но надо признать - ситуация непонятная. Слишком много вопросов без четких ответов. Нет уверенности, что трамваи останутся в их естественном историческом окружении, что их не поместят в чуждый современный интерьер, не лишат возможности выезжать на линии по праздникам.

Чтобы избежать неблагоприятного развития событий, участники акции призывают придать экспонатам транспортной коллекции охранный статус и перевести ее в ведение городского комитета по культуре.

Кира Лебедева








ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ
Подготовка материалов - "Комитет петербуржцы за общественный транспорт". Presentacia.ru - дизайн и верстка