ПЕТЕРБУРЖЦЫ - ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ
В МИРЕ
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНО
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЛЯ ПРЕССЫ
ФОТО
ВИДЕО
КАРТЫ
О НАС • КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
ПОИСК


 Правда ли что?
Правда ли, что трамвай - это очень дорогое средство транспорта?

подробнее



 Правда ли что?
А что говорят о трамваях врачи?

подробнее



 Мы рекомендуем:









Омнибус - газета о пассажирском транспорте



Яндекс.Метрика


Вы можете помочь сайту
кошелёк WMZ
Z324941371958
или
Помощь сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
07.11.2008

Телевизионный эфир В.И. Матвиенко «Диалог с городом» 6 ноября 2008 г., 20.00 (текстовая версия)


ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер. Это «Пятый канал», программа «Диалог с городом», диалог Губернатора с петербуржцами. Валентина Ивановна, рад видеть Вас в студии.

ГУБЕРНАТОР: Да, добрый вечер.

ВЕДУЩИЙ: Наверное, еще раз стоит все-таки напомнить, что в новом сезоне формат программы изменился. Теперь в каждом выпуске мы говорим на главную тему. Это общественный транспорт. Вы готовы откровенно поговорить об этой не удобной проблеме?

ГУБЕРНАТОР: Ну, Вы правы, Алексей, в том, что эта тема, которая волнует каждого петербуржца. Безусловно, я готова ответить на все вопросы и в том числе критические вопросы, я полагаю, их будет достаточно. Мне кажется, что эта тема была абсолютно правильно выбрана для нашего диалога с городом.

ВЕДУЩИЙ: Тогда давайте, знаете с чего, начнем, с небольшого блица. Мы провели его на улицах Петербурга, и спросили людей о том, что их, прежде всего, волнует. Понятно, что мы оставили только критические замечания. Потому что ну достижения, о достижениях чего говорить... Все прекрасно видят, что на улицах Петербурга появились новые вместительные троллейбусы, автобусы, трамваи с низкими полами. Другое дело, что их могло быть больше, но это уже тоже несколько другая история. Поэтому отдали мы предпочтение в нашем блице критике. Итак, если Вас не смущает наш критический настрой, тогда давайте начнем. Блиц.

БЛИЦ-ОПРОС:

1. Ну, меня не устраивает в работе городского общественного транспорта – интервалы. Вот 40 минут нету автобуса третьего маршрута.
2. Столпотворение рядом со станциями метро «Гостиный Двор», рядом со станцией метро «Горьковская». Ну просто диву даёшься, когда целиком в одежде, неизувеченный или поднимаешься, или спускаешься на этих станциях.
3. Я живу очень далеко от метро и добираться очень неудобно, потому что большое количество народу, транспорт ходит редко. Постоянно опоздания в Университет, на работу. Ужасно не устраивает. Считаю, надо продумать эту проблему.
4. Я пенсионерка, у меня есть карточка, которую я покупаю каждый месяц, но вот по этой карточке – вот сейчас хочу добраться до площади Восстания – я не могу. Потому что ни троллейбуса муниципального, ни муниципального автобуса нет. А на маршрутке – мне дорого.
5. Я думаю, что причины какие-то находятся не по нашим меркам, как бы, не по ошибкам Администрации, а я думаю самое главное это культура общения.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот согласитесь, вот из этих вроде как частностей складывается общее впечатление и об общественном транспорте, и о проблемах, которые связаны с этим общественным транспортом в Петербурге.

ГУБЕРНАТОР: Да. Алексей, я обязательно постараюсь ответить на конкретные вопросы горожан, которые только что прозвучали. Но сначала мне бы хотелось сказать несколько слов о проблеме в целом.
Это проблема всех мегаполисов мира. Исключений здесь нет. Причем проблема эта многоплановая, комплексная, глубокая. Я хотела бы, чтобы горожане, прежде всего, поняли, вот, что называется, где ее корни. А цифры – это лучшие факты. В 1989 году, я хорошо это помню, парк Ленинграда составлял 4645 автобусов, 2200 трамвайных вагонов и 1200 троллейбусов. Что происходило дальше, мы все прекрасно знаем. Смена социально-экономической формации, безденежье, инфляция. И что тут говорить – мы все знаем, что такое 90-е годы. И еще пять лет назад город в основном занимался тем, что сдавал общественный транспорт в металлолом. Надо было покупать новые машины, а покупать было не на что. Парк общественного транспорта сжимался, как шагреневая кожа. Машины дряхлели, ломались. И в результате к 2003 году у нас осталось, ну, порядка половины, так скажем, автобусов, половина трамваев и еще меньше вагонов троллейбусов.
В итоге, где-то в середине 90-х годов, на рынок пассажирских перевозок власти допустили частные фирмы. В общем, это неплохо. Это была не прихоть, потому что возникла реальная опасность, что невозможно будет вообще перевозить людей.

ВЕДУЩИЙ: И вот тогда возникли эти самые пресловутые «Газели»?

ГУБЕРНАТОР: Да. Вместе с ними, с «газелями», образовался и целый комплекс проблем, которые, можно сказать, аукаются нам и по сей день. Это и нарушения правил, это и аварии, это изношенные, неудобные «газели» и т.д.
Что мы стали делать в этой ситуации? Прежде всего, безусловно, обновлять подвижной состав. Вот, скажем, только в этом году расходы на закупку нового пассажирского автотранспорта составляют почти 3 миллиарда рублей. За пять последних лет было закуплено 1200, ни 10, ни 100, 1200 новых трамваев, троллейбусов и автобусов. Мы первыми в России организовали цивилизованный конкурс на пассажирские перевозки, чтобы, ну, общие правила были обязательным требованием и для частных перевозчиков. И, надо сказать, что в этом был большой плюс, потому что победители этого конкурса за собственные, подчеркиваю, за собственные средства купили еще порядка 700 новых автобусов. Наш город с советских времен не получал общественный транспорт в таких количествах. А в ближайшие три года мы одних только автобусов планируем закупить еще порядка 2000.
Мы добиваемся тем самым решения трех задач. Первое – это сокращение интервалов. И надо, объективности ради, сказать, что на целом ряде маршрутов мы существенно сократили интервалы. Второе – постепенное сокращение маршрутных такси и замена их городским общественным транспортом. И третье – безусловно, это комфорт. Мы закупаем просторные, удобные, современные машины с низким полом. И при закупке новых трамваев мы тоже отдаем приоритет низкопольным вагонам, хотя они стоят почти в два раза дороже, да честно говоря, и купить их не так просто: объемы выпуска таких трамваев пока еще очень незначительны. Но мы идем и будем идти на эти расходы, поскольку у нас очень много пожилых людей, много инвалидов. Не забывайте, Петербург – самый пожилой город России.
Но я хочу, чтобы меня правильно поняли. Обновление подвижного состава, закупки, которые мы уже сделали и собираемся делать, – это только часть большой программы по развитию общественного транспорта в Петербурге. Эта программа системная, комплексная, она охватывает многие сферы.

ВЕДУЩИЙ: Валентина Ивановна, мы об этой программе все-таки еще поговорим чуть позже, отвечая на вопросы из телевизионной приемной, которые поступили во время подготовки к нашей программе. Я хочу, чтобы Вы сейчас обозначили такие основные параметры этой программы, так вот тезисно.

ГУБЕРНАТОР: Ну, я постараюсь, постараюсь очень кратко.
Первое – это развитие транспортно-дорожной сети Петербурга. Вы же понимаете – можно иметь и 10 тысяч автобусов, но если все они стоят в пробках, общественный транспорт все равно не работает. И, прямо скажем, с точки зрения дорожной сети наш город очень неудобный. Мы гордимся тем, что исторический центр Петербурга сохранился в подлинном виде. Но двигать дома, чтобы расширить улицы, как когда-то делала Москва, мы не можем и, конечно же, не будем. Мы так и останемся городом очень неудобным для общественного транспорта. При этом в Петербурге 725 одних только автобусных маршрутов общей протяженностью более 10 тысяч километров.
Последние пять лет город очень активно развивал дорожно-транспортную инфраструктуру. Такими темпами, которыми он не развивался последние десятилетия. Подстроено и реконструировано 53 крупных объекта улично-дорожной сети, в том числе, за это время 10 крупных транспортных развязок мостов. Благодаря этому сформировались абсолютно новые транспортные потоки. Появился дублер Московского проспекта – Митрофаньевское шоссе, Центральная дуговая магистраль, проходящая через Индустриальный проспект, новые виадуки связали сразу три района – Невский, Красногвардейский и Калининский. Капитально отремонтированы 43 набережные.
Второе. Реализуются стратегические транспортные проекты федерального масштаба – это Кольцевая автомобильная дорога и Западный скоростной диаметр. И все автомобилисты уже почувствовали в полную силу, когда мы ввели Кольцевую автомобильную дорогу на полное развитие, на 8 полос. Когда мы ввели по два вантовых моста: через реку Неву и через реку Охта. Когда мы открыли первую очередь Западного скоростного диаметра, связав очень сложной, крупной транспортной развязкой ее с Кольцевой автомобильной дорогой, теперь все грузовые автомобили с 3-го, 4-го районов порта уже не будут ездить через город, не будут стоять в отстойниках на улицах под домами жителей. Все сразу, безусловно, это почувствовали.
Третье. Ремонт дорог. Мы же понимаем, от чего зависит скорость движения и почему возникают пробки. За это время отремонтировано более, я скажу эту цифру, но это факт, более 19 миллионов квадратных метров дорожных покрытий – это 40% площади дорог в Петербурге.
И четвертое. Ключ к решению проблем наземного транспорта находится, конечно же, в том числе и под землей. Это развитие нашего метрополитена. У нас очень большой город. И как бы хорошо ни работал наземный транспорт, все равно та женщина, которая вот говорила в самом начале нашей программы, которая живет далеко от метро и опаздывает в Университет (ну, я бы посоветовала этой молодой девушки чуть-чуть пораньше вставать), тем не менее, она все равно будет до него долго добираться, пока метро не придет вглубь спальных районов. И несмотря на то, что обещанного финансирования из федерального центра по принципу 50 на 50 мы до сих пор не получаем, город тратит на метро огромные средства из бюджета, и это оправданные затраты. Практически с 90-х годов строительство метро было остановлено. Мы выделяли большие средства каждый год для того, чтобы поддерживать законсервированные, уже проходкой выполненные, тоннели метро. И с 2004 года мы уже не только ликвидировали размыв на «Площади Мужества», мы ввели станцию «Старая Деревня», мы ввели станцию «Парнас». И сейчас сосредоточили все наши бюджетные средства на развитие Фрунзенского радиуса. Потому что огромный спальный район Фрунзенский, где проживает 450 тысяч население, ведь он полностью оторван от метро. И, несмотря на то, что сейчас сложная финансово-экономическая ситуация, мы, тем не менее, выдержим график финансирования и строительства метро так, как мы запланировали. До конца года мы откроем станцию «Волковская», пустим по ней поезда. И все новые станции вплоть до «Проспекта Славы» войдут в срок, как и планировалось, до 11-го года.

ВЕДУЩИЙ: Думаю, пора подключиться к нашему разговору наблюдателю, такой «свежей» нашей голове, сегодня это известный наш кинорежиссер Владимир Бортко. Владимир Владимирович, добрый вечер.

В.В.БОРТКО: Здравствуйте.

В.В.БОРТКО: Здравствуйте, Валентина Ивановна.

ГУБЕРНАТОР: Здравствуйте, Владимир Владимирович, рада Вас видеть.

ВЕДУЩИЙ: А вот признайтесь, пожалуйста, Вы на чем передвигаетесь по Петербургу?

В.В.БОРТКО: Вы знаете, я 30 лет передвигаюсь на автомобиле: сначала на «Жигулях», потом «Москвиче», потом «Волга» и сейчас дошел до иномарки. Но в общем 30 лет я езжу по городу.

ВЕДУЩИЙ: Вот на самом деле ведь большинство, ну если не большинство, то очень весомая часть петербуржцев, ездят по городу на машине. И об этом мы тоже еще поговорим, потому что на самом деле альтернативы пока нет. Я во время подготовки этой программы специально поставил эксперимент: отказался от своей машины и поехал на трамвае от улицы Куйбышева до станции метро «Спортивная». Давайте посмотрим, что получается.

ВИДЕОСЮЖЕТ ВЕДУЩЕГО АЛЕКСЕЯ СУХАНОВА.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот такая история.

ГУБЕРНАТОР: Да, Алексей. Я, конечно же, понимаю, что закрытие «Горьковской» усложнило жизнь десяткам тысяч людей. Большой микрорайон лишился станции метро в зоне пешеходной доступности. Но я уже говорила об этом и еще раз повторюсь, в данном случае у нас не было другого выхода. Ни в прямом, ни в переносном смысле. Это вопросы безопасности и жизни людей. Естественно, невозможно было, скажем, прокопать второй наклонный ход, сделать второй вестибюль и потом закрывать существующий вход, это невозможно. И конечно, ждать просто было нельзя, там все держалось, что называется, на честном слове. Только за первые дни, за первые две недели, когда начался ремонт, метростроевцы закачали в пустоты порядка 100 тонн раствора. И все мегаполисы занимаются реконструкцией старых станций метро. От этого никуда не деться. Везде на одну станцию уходит порядка одного года, не меньше, к сожалению, это общемировая практика.

ВЕДУЩИЙ: Мне очень любопытно, как бы Владимир Владимирович на Вашем месте решил эту проблему. Владимир Владимирович, как можно было избежать этого коллапса?

В.В.БОРТКО: Да, наверное, никак. Я думаю, что только таким способом, никак иначе. Метро надо ремонтировать и что-то нужно закрывать, как правильно сказала Валентина Ивановна. Я не инженер, не специалист, тем более меня интересует не столько, так сказать, движение, не столько внизу, сколько сверху, по улицам нашего города.

ВЕДУЩИЙ: Ну, об этом мы еще попозже поговорим. Все-таки я настаиваю, Валентина Ивановна, потому что объект закрытия «Горьковской», такого объекта, очень значимого, да, оно заставило горожан и нервничать, и стоять в пробках, причем не только на земле, но и внутри.

ГУБЕРНАТОР: Я понимаю чувства людей, которые в час пик находятся на станции метро «Петроградская». Но мы старались минимизировать ущерб от закрытия станции метро «Горьковская». Что можно было сделать? Единственный способ – это усилить трамвайное движение. И это было сделано. Не мы первые, не мы последние, кто это делает. И кстати, я хочу сказать, что это не последняя станция, которую мы будем закрывать на реконструкцию. Следующие на очереди еще 8 станций. Первая из них, станция метро «Нарвская». И мы вынуждены будем продолжать эту работу. Меры в таких случаях везде принимаются одни и те же. Здесь рецепт один. Усиливается движение общественного транспорта к соседним станциям метро. Вводятся новые маршруты. При необходимости меняется схема проезда. На самых проблемных улицах запрещается парковка, запрещаются остановки, чтобы не сужать проезжую часть.
В целом схема движения от станции метро «Горьковская» была составлена правильно. И ставку на трамвай мы тоже сделали правильно. С учетом близости трампарков, выделенных путей на Кронверском проспекте и т.д. Трамвай в данном случае – это был оптимальный вариант. Здесь нельзя было использовать автобусы, как, скажем, на станции метро «Площадь Мужества». Дело в том, что движению в первые две недели мешали, действительно, это правда, ремонтные работы на Финляндском проспекте. Не вовремя, прямо скажу, начался ремонт улицы Мира, улицы Комсомола. И я должна признать все еще пока плохую координацию между транспортными и ремонтными службами. Впредь в подобных случаях, конечно же, никакие дорожные работы не начнутся без согласования Комитета по транспорту.
С 11 ноября меняется схема движения наземного транспорта в районе «Горьковской». Нам нужно было изучить пассажирские потоки, нам надо было изучить транспортные потоки, понять ситуацию до конца. Улица Куйбышева, где чаще всего застревали вагоны, вообще будет закрыта для автомобилей. На ряде других улиц будет запрещена парковка. Я надеюсь, что петербуржцы и, прежде всего, автомобилисты отнесутся к этим мерам с понимаем. Тем более что впереди зима, и нельзя допускать, чтобы трамваи ходили с интервалом в 20-30 минут. Мы, конечно же, и усилим количество трамваев, и сочлененные трамвайные вагоны поставим.
И, конечно же, у меня есть огромная просьба и к средствам массовой информации. Конечно же, ну не надо, вот в такой ситуации, объективной, когда нужно было закрывать станцию метро, так кошмарить город. Нужно предлагать решения. Некоторые газеты придумывают, что теперь до Петропавловки не добраться, что Зоопарк и Планетарий потеряют посетителей. В выходные дни от «Спортивной» до Зоопарка 10 минут пешком или 5 минут езды на трамвае. Не надо здесь истерик, нужно, нужен конструктивный диалог, его продолжение, чтобы мы выбрали самое оптимальное решение, удобное для пассажиров. Хотя и пассажирам несколько придется скорректировать свои маршруты с учетом, вот, сложившейся ситуации, время приезда и так далее.
И, конечно же, я не могу не сказать: мы могли бы обойтись и меньшей кровью, если бы не столь низкая культура вождения наших автомобилистов. Вроде и правила суровые, а они все равно паркуются в два ряда, на встречную выезжают, занимают трамвайные пути. Но ведь у каждого столба сотрудника ГАИ не поставишь.

ВЕДУЩИЙ: Вот здесь вот я должен, кстати, повиниться, что иногда сам таким образом нарушаю движение.

ГУБЕРНАТОР: Ну, вот из-за таких автомобилистов и создаются дополнительные проблемы.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот, каюсь. Владимир Владимирович, а Вы как паркуетесь? И на трамвайные пути выезжаете ли?

В.В.БОРТКО: Что касается парковки, то я стараюсь парковаться так, как меня просят, то есть, как это написано в правилах или в знаках. А что касается выезда на трамвайные пути, то мне деваться, извините, пожалуйста, некуда.
Теперь, что касается закрытия улицы ведущей, улицы Куйбышева. Валентина Ивановна, я езжу по этой улице, и так спасу-то нет. Я не знаю, у нас, простите меня, может, я и ошибаюсь, но гораздо больше людей ездит, извините, в частных автомобилях, чем ездит на трамвае. Чаще всего, а я езжу мимо вокзала Финляндского и вижу дикую картину. Значит, забито все машинами, и проезжает трамвай в течение 15 минут, где сидят, простите меня, две бабушки. Я понимаю, что они должны ехать в это время. Но эта громадная машина, которая весит на одну тонну больше, чем танк 72, если кто-нибудь не знает, то, пожалуйста, ради бога, я узнавал, она стоит, перегораживая всю дорогу. Но эти люди, которые сидят в трамвае, это не Абрамовичи, это нормальные наши люди, они спешат на работу, точно так же. Что же нам делать?

ГУБЕРНАТОР: Ну, Вы знаете, наверное, общественный транспорт – это та глобальная тема, где никогда не будет единодушия. Есть те, кто ездят на автомобилях, у них свои интересы и привычки. И есть пассажиры общественного транспорта, которые никогда не согласятся с автомобилистами. И по выделенным полосам на Лиговском проспекте, Большом проспекте Петроградской стороны мы это хорошо видим. Общественный транспорт в центре города должен иметь приоритет. И уже давно посчитано, что один пассажир автомобиля занимает в 18 раз больше городской площади, чем один пассажир автобуса или трамвая. И с безусловным приоритетом общественного транспорта все должны согласиться.

ВЕДУЩИЙ: Но на деле, Валентина Ивановна, происходит по-другому. Я хотел бы сейчас показать видеокадры, снятые на улицах Петербурга, то, как мы и паркуемся, и как ездим по выделенной линии.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот смотрите, мы и на тротуарах иногда, пакуемся. И тут, на самом деле, можно бы понять, наверно, автомобилистов, потому что, ну, парковаться, ну, просто негде. Мы и по выделенке едем. Кстати, сколько раз был свидетелем этого на Большой проспекте Петроградки. Вот такая вот примерно история. Она изо дня в день повторяется. И, как бы, с этим ничего не сделаешь.

ГУБЕРНАТОР: Конечно же, культура вождения, мягко говоря, желает быть лучшей. И здесь должен баланс интересов быть: и автомобилистов, и общественного транспорта. Но все-таки приоритет должен отдаваться общественному транспорту. Я в этом абсолютно убеждена. И для того, чтобы обеспечить этот приоритет, нужны выделенные полосы. Вся Европа, мы это видим, знаем, ездит по выделенным полосам для общественного транспорта. Иначе так у нас и будет автобус или троллейбус ползти от площади Восстания до Адмиралтейства 30-40 минут. Только так мы вернем общественному транспорту его авторитет. И мы уже это делаем. Я понимаю, что из-за выделенных полос, скажем, на Невском проспекте, нас будут критиковать. По этому вопросу тоже нет единодушия. Но меня лично никто не переубедит. Выделенные полосы обязательно нужны. Без них мы в центре города транспортную проблему никогда не решим.

ВЕДУЩИЙ: Я здесь сижу, на самом деле, для того, чтобы отстаивать мнение петербуржцев, тех, которые каждый день ездят в общественном транспорте. В телеприемную поступил вот такой вопрос от петербуржца Бориса Титова. Давайте посмотрим.

Вопрос Титова Бориса Петровича
Вот сегодня ехал в 17 с лишним, сел у ЦПКиО, к Вам ехал на «Диалог с городом», на эту передачу. Всё, не доезжая больше остановки, трамвай остановился, водитель говорит: «Впереди машины». Машины блокируют трамвай. Это где ж видано – впереди 10-20 машин, едет 20-30 человек, сотня людей страдает.

ВЕДУЩИЙ: Неуважение на дороге среди автолюбителей и к пешеходам неуважение, и наглая парковка. А еще, бич просто, да, последнего времени, когда рестораны и магазины бронируют места для своих посетителей. Вот как к этому надо относиться?

ГУБЕРНАТОР: Ну, что значит бронировать? Дороги принадлежат всему городу, всем горожанам. Никто не имеет права самовольно захватывать проезжую часть или тротуар, она даже в аренду не сдается. Знаки с указанием, кому можно парковаться в данном месте – это информационные знаки, именно в таком виде их согласовывает ГАИ. Хотя и это надо, я думаю, пересмотреть. И когда охранник частной структуры мешает вам припарковать свою машину, он нарушает закон. Поэтому я полностью поддерживаю Комитет по транспорту, который начал активную борьбу с незаконными парковками. Вы знаете, что состоялось уже несколько рейдов. И если на первый раз предпринимателей просто предупреждали, то в октябре мы уже начали просто демонтаж этих указателей. Эта акция по наведению порядка будет доведена до конца.
И вообще я считаю, что воспитывать уважение к закону, о котором говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, надо начинать, в первую очередь, может быть, с дорог. Со строгого соблюдения правил дорожного движения. Водителей надо приучать, чтобы они не занимали полосы, выделенные под общественный транспорт. Пропускали трамваи. Пропускали пешеходов на пешеходных переходах. Прекращали стоять и мигать аварийной сигнализацией во втором или даже в третьем ряду от края проезжей части. Но говоря о дисциплине и соблюдении закона водителями, мы должны обратиться и к горожанам, они тоже должны соблюдать правила. Не перебегать улицы в неположенном месте, не ходить на красный светофор. Ведь помните, как раньше было, даже, даже в советское время, за это тоже штрафовали и наказывали. Потому что, пешеходы, они тоже являются участниками дорожного движения. И очень часто аварии со смертельным исходом происходят не только по вине водителя, но и по вине пешехода. Поэтому здесь мы должны быть взаимно вежливыми, уважительными и соблюдать закон. Как водители, так и пешеходы.

ВЕДУЩИЙ: Давайте вернемся к вопросам из телевизионной приемной, которых очень много.

Вопрос Потапова Андрея Андреевича
Валентина Ивановна! Задаю вопрос. Когда у нас возродятся автобусные парки? Я вот 40 лет за рулём, 25 лет в автобусном парке отработал. И пока у нас вот не возродятся эти автобусные парки, у нас транспорт будет неважный. В общем, на маршрут нужно как минимум по 10 автобусов, чтоб интервал был нормальный.

ГУБЕРНАТОР: Что касается интервалов, то, пожалуй, это самый важный вопрос. Самый больной. По интервалам люди судят об успешности работы всей транспортной системы города.
На интервал влияют три фактора. Во-первых, это трафик. Проблему трафика мы в первую очередь будем решать, и уже ее решаем, с помощью выделенных полос, я уже об этом говорила. Во-вторых, это закупка нового подвижного состава. И третье, о чем иногда забывают, – это грамотно продуманные маршруты. Правительственная комиссия по проблемам дорожного движения сегодня активно анализирует, насколько эффективно используется подвижной состав. Надо прекратить перевозить воздух и, наоборот, добавлять транспорт там, где сейчас пассажиры теснятся.
Мы ставим перед собой четкую цель: интервалы сократить до 5-10 минут в часы пик и до 20 минут в основное время.

ВЕДУЩИЙ: Но не усугубит ли увеличение числа подвижного состава, вообще, ситуацию на дорогах Петербурга? Насколько я понимаю, автобусы закупаются гораздо большего размера. И в данном случае этот размер имеет значение.

ГУБЕРНАТОР: Да, но безопасность прежде всего. Разве в Лондоне там, я не знаю, в Ливерпуле улицы намного шире наших? Нет, не шире. Но по ним ездят большие автобусы, потому что они безопаснее. Тут работает правило, общее для всех мегаполисов. Маршрутные такси попадают в аварии примерно в 5 раз чаще автобусов.
Мы специально усилили руководство Комитета по транспорту. Я поддерживаю ту работу, которую ведет новый руководитель Комитета, по усилению дисциплины компаний, компаний-перевозчиков, и повышению требовательности к ним. Участие в открытых, прозрачных конкурсах, введение цивилизованных правил игры на рынке, усиление жесткого контроля. Мы уйдем от ситуации, когда перевозчика по всем статьям надо лишать лицензии, а заменить его некем. И это сдерживает принятие решений. Не выполняешь условия договора – до свидания. С тобой прощаются и обращаются к твоему конкуренту.
Правильно, что Комитет по транспорту потребовал увольнения всего руководства «Питеравто». Если ты выбрал эту сферу бизнеса, занимаешься перевозками людей, ты должен быть социально ответственным. Не можешь, не нравится – займись другим бизнесом. Руководители транспортных компаний должны понимать, что они находятся под жестким контролем.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Владимирович, вот, тем не менее, вопрос к Вам такой. Общественный транспорт и частные автомобили, вообще, могут сейчас ужиться на улицах Петербурга?

В.В.БОРТКО: Конечно, только что было сказано о Лондоне. Я только что был в Берлине, там как-то уживаются. Тем более что в Лондоне я почему-то трамвая не видел. Хотя, извините, пожалуйста, я про трамвай, но это было… Больная тема. Трамвай идет посредине улицы. Есть остановки. Значит, когда он останавливается, люди переходят, в это время останавливается транспорт. В Лондоне я этого не замечал. В Лондоне этого нет, Валентина Ивановна, и в Берлине тоже, я этого не видел. Ведь город городу рознь. Рядом всегда есть дублирующие улицы. У нас их, к сожалению, нет. И поэтому, вот если бы меня спросили, я сказал бы – делать одностороннее движение, как можно больше. Может быть, это решит, в какой-то степени, проблему.

ГУБЕРНАТОР: Вы правы в том, что каждый город, конечно же, особенный. И каждый город должен выбирать свою стратегию развития общественного транспорта. Но не могу с Вами согласиться в том, что трамваи городу не нужны. Трамваи Петербургу обязательно нужны и как вид электрического транспорта, наиболее экологически чистый вид транспорта, к которому привыкли горожане, который удобен для горожан.
Другое дело, где он должен ходить, да? Он не должен ходить там, где в нем нет необходимости. И я думаю, что трамвай будет получать у нас развитие и в новых районах. Кроме того, мы сейчас подготовили проект такого скоростного трамвая. И этот проект начнется, мы начнем его реализовывать с 2010 года, это такой скоростной трамвай. Уверена, что он имеет очень большую перспективу. Если говорить даже за рубежом, то в той же Ницце (вот, Вы приводили пример Лондона, я приведу пример Франции), через несколько десятилетий вернулись к трамваю и снова сделали трамвайные маршруты. Так что здесь однозначно так нельзя говорить, что вот трамвай не нужен. Надо продумать.

В.В.БОРТКО: Я не так... Боже, боже упаси, что Вы? Валентина Ивановна, я не говорил, что он не нужен. Вы совершенно правильно сказали – в каких местах?

ГУБЕРНАТОР: Когда мы на Лиговском проспекте сделали выделенную полосу для трамваев, то мы получили массу благодарностей от жителей города, которым это нравится, потому что трамвай движется с нормальной скоростью. Вот если мы сумеем трамвайные пути сделать там, где они нужны, и трамвай, как вид транспорта, да еще и организовать разумно движение трамваев, то этот вид транспорта, безусловно, будет очень востребован.

ВЕДУЩИЙ: Давайте вот о спасительной палочке, которая сейчас до сих пор пока еще есть у нас, это те самые маршрутки. Да, они не безопасны, да, они причиняют много вреда, но они есть. Мнение петербуржцев об этих самых маршрутках.

БЛИЦ-ОПРОС:

1. Маршрутки… Тесные. Вот эти вот мелкие маршрутки. Сейчас уже по Невскому ходят некоторые маршрутки такие – более просторные, высокие, где можно, не сгорбившись, находиться, а стоя.
2. А насчет маршруток, ну там еще хуже, у меня такое впечатление, что там вот эти водители не имеют никакого образования именно ездить на машин.., водить машину.

ВЕДУЩИЙ: По данным социологического опроса, 47% петербуржцев ездит на маршрутках. И отказываться от них не собираются.
Теперь я хотел бы перейти к проблеме развития общественного транспорта Петербурга. И когда я читал этот документ, я понял, что к 2011-му маршрутки в городе исчезнут как класс. Правда?

ГУБЕРНАТОР: Да. Ну, что касается маршруток, и в частности «Газелей», да, всему свое время. В 90-е годы это была необходимая мера, в силу того, что общественный транспорт города развалился. Не было другого выхода. Но сегодня транспортные компании, которые занимались перевозками, я полагаю, что они за это время уже накопили жирок, они накопили денег, заработали денег, они уже должны понимать, что время «Газелей» ушло. И на смену им должен приходить нормальный, цивилизованный, вместительный транспорт, комфортный для пассажиров.

ВЕДУЩИЙ: Валентина Ивановна, но не получилось бы так, что вот эти вот 47% петербуржцев, которые вынуждены сейчас ездить на маршрутках, не перемещались бы по городу пешком. Может так получиться?

ГУБЕРНАТОР: Речь не идет о том, чтобы вообще убрать частный транспорт, пассажирский, из города. Речь лишь идет о том, чтобы вот эти ведра с гвоздями, как их прозвали горожане, да, ушли с улиц, и появились цивилизованные, современные, комфортные и, главное, безопасные автомобили с обученными водителями, соблюдающими правила движения. Вот речь идет об этом.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Владимирович, а вот, как Вы думаете, вообще Петербургу нужны маршрутные такси в том виде, в каком они сейчас существуют?

В.В.БОРТКО: Вы знаете, Ваш вопрос предполагает ответ – конечно же, нужны и, конечно же, не в том виде, в каком мы видели раньше, а гораздо лучше, с дисциплинированными водителями, которые знают город и говорят хорошо, объявляют остановки. Конечно же, да, бесспорно. Другое дело, что действительно, проблема водителей этих автомобилей меня волнует очень сильно как автомобилиста. А чаще всего, сейчас, во всяком… Сейчас уже стало немного получше, появились другие автобусы. А вот «Газели», которые как угодно маневрировали по улице, создавая аварийность, это меня волновало очень сильно.

ВЕДУЩИЙ: Я не зря, все-таки, уважаемые Валентина Ивановна, Владимир Владимирович, задал вопрос про маршрутки, потому что они же везде, они повсюду бегают. При всех их минусах, недостатках и даже угрозе. Но они есть. Чего нельзя сказать о муниципальном транспорте, который иногда является недоступным. Давайте одно мнение петербурженки послушаем.

Вопрос Серебряной Елены Дмитриевны
У нас транспорт работает не очень хорошо, потому что почему-то разобрали все пути в Рыбацком трамвайные, и теперь мы не можем доехать до нашего Троицкого поля.

ГУБЕРНАТОР: Уважаемая Елена Дмитриевна! Трамвайные пути разобрали, потому что на Шлиссельбургском проспекте идет их капитальный ремонт. В качестве альтернативы организован автобусный маршрут 51А. Но по Рабфаковской улице в районе Троицкого поля, там одностороннее движение, и пустить там автобус в обе стороны просто невозможно. Но я хочу Вам сказать, что уже в декабре ремонт трамвайных путей должен быть закончен, и трамвай вернется на Шлиссельбургский проспект.
И еще раз подчеркну: мы очень серьезно занимаемся оптимизацией маршрутной сети. Причем серьезно, системно, без шараханья из стороны в сторону. Давайте вспомним. Общественный транспорт Ленинграда был ориентирован на заводы и фабрики. Какие-то заводы закрылись, переехали, появились бизнес-центры, крупные магазины и торговые центры. Значит, нужны новые маршруты. Но и старые нельзя бездумно отменять. Задача заключается в том, чтобы максимально точно определить потребности петербуржцев в общественном транспорте. И есть хорошее правило – вот, прокладывать дорожки из гравия, там, песка, там, где уже люди сами протоптали. Так и новая маршрутная сеть должна быть составлена исходя из конкретных потребностей населения. А эти потребности – в пассажирском потоке. На основании этих объективных данных пассажиропотоков и будет составлена программа оптимизации маршрутной сети.

ВЕДУЩИЙ: Вот от трамваев мы все-таки сегодня никуда не уходим, так или иначе мы возвращаемся к этой теме. Почему? Потому что, ну, петербуржцев это интересует. Я предлагаю посмотреть еще один вопрос, поступивший в телеприемную.

Вопрос Машкова Георгия Геннадьевича
Уважаемая Валентина Ивановна, к Вам обращается Машков Георгий Геннадьевич, житель Петроградской стороны. За 10 лет на Петроградской стороне было снято 5 трамвайных маршрутов, что с закрытием станции метро «Горьковская» сказалось очень неблагоприятным образом. Но больше волнует судьба 6-го маршрута. Трамвай имеет хороший пассажиропоток, но с ремонтом Кронверкского проспекта, проспекта Добролюбова, Тучкова моста, возможно снятие трамвайных путей. Будет ли сохранено трамвайное сообщение с Васильевским островом?

ГУБЕРНАТОР: Я еще раз хочу подчеркнуть, что без электрического транспорта город обойтись не может. А трамвай с точки зрения экологии имеет даже больше преимуществ, чем троллейбус. Опыт других стран, прошедших через «автомобилизацию» в середине и в конце ХХ века, показывает, что рано или поздно все города начинают задыхаться от выхлопных газов. Конечно же, в центре города нам не нужны в прежнем количестве трамвайные парки. И в том объеме, в котором существовало трамвайное движение в Ленинграде, мы его вряд ли вернем. Но думаю, что сейчас мы подошли к необходимому минимуму. И в новой концепции предусматриваются трамвайные маршруты и на Петроградской стороне, и на Васильевском острове. Я убеждена, что Петербург еще не оценил по достоинству пешеходно-трамвайные зоны, которые есть во многих городах Европы.

ВЕДУЩИЙ: Вот Вы сегодня говорите, Валентина Ивановна, об общественном транспорте и создаете образ такого вполне благополучного средства передвижения. Меня, в связи с этим, вот какой вопрос интересует. Ведь говорят о том, что хорошо не бывает дешево. Вот, в данном случае вопрос проезда, цены проезда в таком общественном транспорте, благополучном, комфортном, не станет ли он менее доступным?

ГУБЕРНАТОР: Я, Алексей, хочу ответить, что, конечно, мы каждый год повышаем тарифы на проезд в общественном транспорте. И даже при таких тарифах общественный транспорт убыточный. И город ежегодно выделяет большие дотации на содержание общественного транспорта. Не только для пенсионеров, ветеранов, которые получают льготные билеты, для студентов, для школьников, которые так же ездят по льготным билетам. Но, к сожалению, те тарифы, которые сегодня есть, пока не окупают в полной мере расходы на транспорт. Это объективная ситуация. И я думаю, что даже при росте тарифов, мы никогда не выведем общественный транспорт на самоокупаемость.

ВЕДУЩИЙ: Но как-то экономить, наверное, можно будет на проездных билетах, хотя бы?..

ГУБЕРНАТОР: Мы хотим к 11-му году перейти на единые тарифы. Вот будет государственный общественный транспорт, будет частный общественный транспорт, и мы приветствуем его развитие, цивилизованного транспорта. Но, мы хотим, чтобы тариф был единый для всех. И те пенсионеры, которые имеют льготные карточки, они не должны быть, чувствовать себя ущербными, что они не могут воспользоваться вот этим частным транспортом. Они должны иметь такое же право и на общественный, государственный транспорт, и на частный транспорт. Второе. Мы сейчас хотим перейти на электронные проездные билеты. Да? Чтобы человек, который едет сначала на автобусе, потом на метро, потом, может быть, пересаживается на другой вид транспорта, он мог пользоваться единым электронным проездным билетом. И это тоже позволит нам оптимизировать и тарифы, и стоимость для проезда граждан, чтобы общественный транспорт был доступен и сопоставим с уровнем доходов населения, которые пользуются общественным транспортом. Мы это в нашей стратегии учитываем.

ВЕДУЩИЙ: К Вам, Валентина Ивановна, обращаются петербуржцы, которым очень сложно добираться до работы.

Вопрос Якшиной Ирины Михайловны
К Вам обращаются работники поликлиники 117, которые живут за городом, в посёлке Агалатово. Они очень просят Вас помочь, чтобы Вы помогли с остановкой автобуса 433-го на пересечении проспекта Просвещения и улицы Симонова. Так как данный автобус, 433-й, идёт без остановок от проспекта Просвещения до улицы Жени Егоровой.

ГУБЕРНАТОР: Я дам поручение председателю Комитета по транспорту, председателю Комитета по печати рассмотреть этот вопрос, и если там нет никаких препятствий, то, безусловно, установить остановочный павильон, который будет удобен для работников этой поликлиники. Такое поручение я дам, и мы Вам обязательно ответим.

ВЕДУЩИЙ: Валентина Ивановна, Вы сегодня вот формируете образ общественного транспорта как некоего благополучного средства передвижения. Но не упустить бы мелочи. Я имею в виду и комфорт, и безопасность.

ГУБЕРНАТОР: Вы совершенно правы, Алексей. Ориентироваться нужно на завтрашний день, а не на вчерашний. Именно поэтому мы вводим единые тарифы, электронные платежи на всем общественном транспорте, меняем ламповые светофоры на светодиодные. В Петербурге создается Автоматизированная система управления движением пассажирского транспорта. Сейчас к ней подключено всего лишь 149 перекрестков, но мы продолжаем эту работу, мы создадим к концу года центр Автоматической системы управления дорожным движением, начнем присоединять новые светофорные посты. В перспективе в эту систему войдут видеокамеры на перекрестках, новые «умные» светофоры, система даже метеонаблюдения, система управления парковками и так далее.
Вместе со считывающими устройствами для карт, которые заменят контролеров, на борту каждого автобуса, троллейбуса, трамвая появится и другая электроника. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Речь идет о навигаторах, подключенных к системе ГЛОНАСС. Это очень затратный проект. Но результатом будет качественный скачок, совершенно иной уровень управления общественным транспортом, в том числе, и интервалами.
В следующем году мы потратим серьезные средства на замену дорожных знаков. В России теперь действуют новые ГОСТы. Знаки устанавливаются с алмазной пленкой, благодаря которой их лучше видно и вечером, и ночью, и под самыми разными углами. Заменить, просто к слову, один знак стоит 6 тысяч рублей, а в Петербурге их порядка 50 тысяч. Я вот все говорю о том, чтобы, ну, понимался масштаб задач, которые еще предстоит решить. Вот, при всех проблемах и при всей критичности сегодняшнего разговора, все-таки мы вышли из кризиса, мы улучшили транспортную ситуацию, общественного транспорта. Она далека еще от совершенства, мы еще должны очень много работать, чтобы петербуржцы сказали – да, общественный транспорт удобен, комфортен, и мы с удовольствием на нем ездим. Мы к этому будем стремиться.

ВЕДУЩИЙ: Главное, чтобы чиновники не забывали все-таки об интересах простых людей.

ГУБЕРНАТОР: Да, мы это знаем, что это наша главная задача, Алексей. И это был не какой-то пиаровский проект, когда все члены Правительства периодически ездили и продолжают ездить на общественном транспорте. И раз в месяц у нас такая короткая летучка, когда все обмениваются своими впечатлениями, диалогом с пассажирами общественного транспорта, вносят предложения. То есть мы держим руку на пульсе реально. Я знаю это не только из видеоматериала, я знаю это из реальной жизни.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Владимирович, а вот Вы, будучи, предположим, Губернатором, каким бы образом решили проблему общественного транспорта в Петербурге?

В.В.БОРТКО: Вы знаете, во-первых, я меньше всего на свете хотел бы быть Губернатором, начнем с этого. Это первое. Тем более что Валентина Ивановна, насколько я знаю ее биографию и знаю хорошо, но она всю жизнь занимается городскими проблемами и делает, по-моему, это неплохо. Это что касается, значит, комплиментарной части.
А что касается не комплементарной, то, может быть, экстремистской. Вы знаете, я понимаю, то есть для меня, мне кажется, что проблемы городского транспорта, в том числе и общественного, лежат через центр. Проблемы транспорта – это проблемы центра. Пока здесь не будет развязано, вот этот узел, я думаю, что будет очень сложно. И я хочу вспомнить, Вы знаете, одного француза, такого, барона, правда, Османа, который смотрел на Париж, смотрел, а потом взял его и переделал. Нельзя, конечно, переделать Петербург полностью, но кое-что можно, для блага его жителей, для того, чтобы мы все жили лучше.

ВЕДУЩИЙ: Ой, сколько сейчас критики, Владимир Владимирович, в Ваш адрес, наверняка, прозвучало. Очень, очень непопулярные меры предлагаете.

В.В.БОРТКО: Я знаю, непопулярная мера, но мне бы хотелось в этом городе жить, а не созерцать его.

ВЕДУЩИЙ: Я благодарю Вас за участие в программе. Напомню, что вместе с нами сегодня был известный наш режиссер Владимир Бортко. Спасибо Вам огромное.
Вы смотрели программу «Диалог с городом», диалог Губернатора с петербуржцами. Сегодня о том, на чем и как должен ездить Петербург. Общественный транспорт вполне может стать, в хорошем смысле, общественным. Сегодня Губернатор, я думаю, убедила нас в том, что у городской администрации есть понимание того, как же это сделать. Главное чтобы город ехал, а транспорт был безопасным, комфортным, удобным, мобильным. И еще хотелось бы побольше видеть чиновников в троллейбусах, трамваях и автобусах. Правда, Валентина Ивановна?

ГУБЕРНАТОР: Я Вам это обещаю. Диалог продолжается.

ВЕДУЩИЙ: Благодарю Губернатора. Увидимся через месяц.








ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ
Подготовка материалов - "Комитет петербуржцы за общественный транспорт". Presentacia.ru - дизайн и верстка