ПЕТЕРБУРЖЦЫ - ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ
ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ
МАТЕРИАЛЫ
В МИРЕ
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНО
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ДЛЯ ПРЕССЫ
ФОТО
ВИДЕО
КАРТЫ
О НАС • КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
ПОИСК


 Правда ли что?
Петербург - трамвайная столица мира. Даже если допустить, что трамвай устарел пусть не намного, 650 километров на город - не многовато ли?

подробнее



 Правда ли что?
А что считают специалисты по транспорту?

подробнее



 Мы рекомендуем:









Омнибус - газета о пассажирском транспорте



Яндекс.Метрика



Транспорт нашего города
или "лучше меньше, да лучше"

Публикуется с разрешения автора

Алексей Евгеньевич К. (АЕ), © 2005

У нас в Питере отличный общественный транспорт. Он прекрасно работает, хорошо организован. Все мы очень любим ездить в комфортных трамваях и ничуть не сомневаемся, что ожидаемый по расписанию автобус придет вовремя. Неужели кто то думает иначе? В таком случае я докажу, что я прав.

Главная причина прекрасной работы транспорта в городе – это, конечно, забота о нем, в первую очередь – со стороны городской власти, но не в последнюю – и простых людей. С заботы городских властей о транспорте и начнем.

Сколько разнообразных новых единиц подвижного состава появилось за последние годы! Даже не сосчитать модели. Вместо того, чтобы закупать по одной-две модели трамваев, автобусов и троллейбусов, нам накупили десятки модификаций. Настоящий парад автобусов, троллейбусов и трамваев, не нужно идти ни в какой музей, все прямо под боком, выйди только на остановку и изучай новейшие веяния в транспортном дизайне. Радует творческий поиск, сразу видно, что инженерная мысль отнюдь не топчется на месте, а буйно развивается и прогрессивно прогрессирует со все более прогрессирующей скоростью.

Например, наш родной трамвайно-механический завод (ПТМЗ), вместо того, чтобы выпускать крупной серией какую то одну модель трамвая, выпускает штучно настоящие чудеса инженерно-дизайнерской мысли. Тут и квазинизкопольные модели, и трамваи с управлением то на транзисторах, то на тиристорах, то на триггерных куаторах… Всех буквально по штуке, зато можно опробовать все, к вящему удовольствию ремонтников в парках, с интересом осваивающих новую современную технику, и к восторгу пассажиров, с увлечением катающихся на новых игрушках. Радует и постоянное расширение инженерных возможностей трамвайно-механического завода, не так давно освоившего производство «поющих» троллейбусов, оформленных в стиле толи броневика, толи вагона бронепоезда. Традиции города, однако. Помнится, еще Ленин выступал с броневика. Угловатый корпус, мощное лобовое стекло, узкие окна сзади, напоминающие амбразуры, а мощная надстройка с токоприемниками сверху вполне сойдет за башенку с пулеметами. Просто приятно ездить на троллейбусах, столь живо и образно напоминающих о славной истории нашего города.

Разнообразие подвижного состава только радует нам глаз. Никогда не знаешь, что именно приедет к остановке и в этом есть элемент некого аттракциона. Главное, правда, признать в подъезжающем транспортном средстве именно пассажирское средство передвижения, но питерцы – народ в массе своей образованный и интеллигентный, легко справляются с задачей. Ездить в разных моделях интересно, не менее интересно изучать интерьер и запоминать специфические особенности каждой модели. Например, троллейбусы от ПТМЗ очень красиво «поют», а, скажем, трансальфанские – нет… Знание столь тонких подробностей повышает чувство собственной значимости пассажиров, которые постепенно начинают чувствовать себя настоящими экспертами.

Очень понравились пассажирам новые удобные низкопольные автобусы, собранные едва ли не с полумира – тут и музейные немецкие МАНы, и МАЗы из братской Беларуси, и пугающие своим бурлацким названием Волжане, и собранные в нашем городе Скании. Скании, кстати, отличаются исключительно своеобразным дизайном, а уж наличие редких двухдверных машин, с виду совершенно таких же, как и классическая трехдверная модель, вызывает попросту экстаз вперемешку с легким ступором у тех, кто, протиснувшись через узкий «задний проход», не находит привычного выхода на свободу…

На фоне этих чудес техники старенькие Икарусы и ЛиАЗы-677 (в свое время с любовью прозванные в народе «скотовозками»), вызывают просто таки ностальгические чувства… Помните, в 80-х? Только и были что Икарусы, ЛиАЗы, да ЛАЗы… Какая скукота была… Нет, мы, пассажиры, ощущаем заботу о нас, о нашем чувстве разнообразия. Более того, весь этот технический паноптикум еще обильно украшается разноцветной рекламой. В результате весьма непросто найти два похожих автобуса или трамвая. Каждый выход в город становится настоящим источником эстетического наслаждения – никогда не узнаешь заранее, что доведется повидать, на чем прокатиться. Спасибо огромное!

Всем нам надоели старые автобусы да троллейбусы. И комитет по транспорту (КТ) заботится о наших нуждах. Новые удобные автобусы закупают сотнями. Вот бы еще и водителей покупать. Скажем, в Буркина-Фасо… Дай ему банан, авось и будет работать, а бананы нынче в Питере подешевле картошки стоят. Зато новенькие автобусы нередко украшают собой самые дальние уголки автопарков. Некому ведь за баранку сесть, да и ломаются они очень быстро. Это уже забота о тружениках парков – есть куда пойти в домино перекинуться, есть откуда тумблер или лампочку снять и повесить в добрый старый Икарус… Разумно? Конечно. Всегда есть резервная недвижимость…

Но что я все о моделях да технике? В любом деле главное что? Главное – люди. Вот именно такие скромные герои повседневного труда в комитете по транспорту и работают, днями и ночами думая о благе нас, пассажиров. Буквально не щадя живота своего, даже в ущерб своим интересам, корпят они над картами маршрутов, графиками движения и распределениями лотов, а то и решают совершенно уж стратегические задачи, направленные на улучшение транспортного обслуживания нас, пассажиров. Помните? «В целях улучшения транспортного обслуживания населения, отменяются маршруты трамвая такие то, троллейбуса – такие то, автобуса – такие то, конечные пункты маршрутов таких то переносятся туда то…». Мы то народ серый еще тогда были, в 90-х, не понимали, что делалось это ради нас же. Ну кому нужна куча маршрутов, идущих примерно по одной трассе? Помнить массу номеров, помнить тонкие отличия трасс… Куда проще – один маршрут на все про все. В голове остается место для более полезной информации. Или, скажем, перевод маршрутов с интевала на расписание, что было сделано в свое время для всех маршрутов автобуса. Ведь зачем народу какая-то гнилая стохастика? Ждать да гадать, толи через 10 минут приедет, толи через 12… Зато теперь везде вывешены расписания. Изучай, анализируй, записывай – все четко. Сейчас 11-45, ближайший рейс в 12-33, следующий – в 13-45. Все понятно, сплошное удовольствие и, главное – полная определенность. Ведь интервал мог и не выполняться. Написано было 10 минут, а можно было прождать все 12… А теперь – все по плану. Не приехал в 12-33, значит, точно знаешь, что следующего ждать надо в 13-45… Удобно ведь? Конечно, удобно! А некоторые еще и жалуются…

А новые маршруты? Ведь недавно кучу целую понавводили! Так все понятно – «привычность мысли надо гнать». А то мозги закостенеют. Правильно! Нужно вначале отменить ряд маршрутов, работавших десятилетиями, зато ввести, скажем, какой-нибудь 60-й…Изучайте, пассажиры, трассу, мозги работать лучше станут, память развивается… Нечего тут ездить годами по привычным маршрутам, основное правило любого дела – развитие. Вот и развивают…

Впрочем, не только КТ о нас, пассажирах, заботится. Очень трогает горожан пристальное личное внимание госпожи губернатора к нашим самым насущным проблемам. Конечно же, важней всего эстетика и приятствие… Горожане не забудут великие слова г-жи губернатора о дизайне новых ЛиАЗов («сей броский и дешевый, словно с деревенской распродажи, ситец, на сиденья не пойдет». В смысле, что он не годится дляутонченных задов просвещенных питерцев). Конечно же! Это в Германии Мерседесы пассажирские с такими точно сиденьями ездят, но что с немцев то возьмешь? Грубые люди, серые, не утонченные. Это не питерцы! Да и что может быть важнее ситца на сиденьях? Правильно, разве что – традиции. Вот и придумали нам новую традицию – ежегодное, в виде подарка к Новому году, повышение цен за проезд. Ведь как здорово! Настоящая традиция: каждый Новый год каждый питерец уверен, что 1-го января его ждет традиционный подарок, это стопроцентно, остается лишь гадать – на сколько. Каждый пассажир уверен, что повышение цены за проезд глубоко продумано, полностью оправданно текущей и грядущей экономической ситуацией, и, главное, что каждая копейка пойдет ему же, пассажиру, на пользу. Как не радоваться? Вот мы и радуемся. Было 6, стало 7 рублей? Отлично! Будем ездить лучше. Стало 10 вместо 7? Еще лучше, точно райский проезд начнется! Недавно власти нас заверили, что «в течение 2005 года повышения цен на транспорт не будет»… Да мы и не думали такого вовсе! Повышение будет 1-го января 2006 года. А как же? Традиция! Остается только гадать, на сколько. 12 рублей? Или сразу все 15? Да и не суть важно! Важно, что о нас же заботятся! Да и вообще, гордость уже разбирает. У нас в Питере, кажется, самый дорогой в мире (если сравнить с доходами населения) проезд. Так держать! Это пусть в каком то там провинциальном Пскове и иже с ним цены снижают. Что с них возьмешь? Деревенщина. Не понимают что такое престиж. Пусть у нас, в Питере, будет самый дорогой городской транспорт, он же и самый лучший! Вы еще не поверили, что он самый лучший? Неужели??? Тогда мн придется продолжить свои доказательства.

Что есть самый злейший враг города? Конечно же, трамвай. Это «чудовище, которое уродует наш город», как сказал один мудрый политик городского масштаба. Конечно же, он прав. Это настоящий монстр! Да возьмите любую проблему и проанализируйте, кто виноват? Наркомания, жилищная проблема, неремонтируемые подъезды, бомжи, разгул преступности, соцобеспечение, молодежная преступность, ненадежное водоснабжение… И виной всему – трамвай. Это ясно любому, имеющему голову на плечах. Ну, например: пришлось подростку проехать в трамвае, а он хотел в Мерседесе-600. Что сделать с горя? Конечно же, наркоту вколоть. Почему городским бюджетникам мало платят? Да потому, что все уходит на трамвай. И так далее… И что же делать? Не волнуйтесь, граждане, все под контролем! Выход был найден – нужно срывать трамвайные пути и заливать освободившиеся дороги асфальтом. Нет рельсы – трамваю и негде ехать. Все просто. Вот оно, наглядное проявление героического умственного труда героических и самоотверженных тружеников районных админстраций и КТ. Ремонт рельсов ведь дорого стоит. Куда проще рельсы попросту уничтожить, тогда и ремонтировать нечего. Вот вам и экономия бюджетных средств!

Что еще нужно отметить – как чутко реагирует районная власть на требования общественности. Достаточно скромной миллионерше Марье Ванне из элитного дома где-нибудь в захолустном центре города послать в районную или городскую администрацию письмо: «А у мене поутре трамвай проижжаить и все с окне падаить от дрозжания почвы и стенок» – и вскоре бдительные сотрудники путевых служб под чутким управлением мудрых руководителей из районной администрации приедут и уничтожат мерзкие рельсы. Куда поедет трамвай? Да не суть важно, главное, чтоб Марь Ванна спала спокойно. А как же иначе? Забота, забота и только забота!

Самое интересное «ноу хау», что в этой области пока придумано – срыть рельсы по наитию, вот где не понравилось кому то, там и срыть, любой скромный представитель элиты может попросить, и почти наверняка городские власти пойдут навстречу сему честному труженику рынка ценных бумаг. Но главное даже не в этом, а в том, чтобы сразу же после этого закрыть на ремонт единственную дублирующую линию. Головотяпство, скажете? Да ну что вы… Какой интерес годами ездить по набережной Лейтенанта Шмидта на каком то там 63-м? Нужно всего лишь снять там рельсы, а Средний закрыть на ремонт. Вот тогда мы получаем уникальную линию «Детская - Кораблестроителей», отрезанную от всей остальной сети. Это ж оригинально! Можно в книгу Гиннеса заносить. Красиво и неповторимо! Гордость берет!

Вы думаете, только об элите проявляют заботу? Что вы. Да обо всех нас! Не всякий же гражданин – пассажир или житель элитного дома. Мы можем быть и пешеходами, и покупателями, и посетителями столовых и туалетов… Об этих наших нуждах власти также очень заботятся. Там, где раньше ездили шумные трамваи или вонючие автобусы, теперь уютные и удобные пешеходные зоны. Любой общественный туалет №219 Смольнинского района может пожаловаться, что от вибрации трамвая посидельцы падают с унитазов, а стоящие на кольце троллейбусы загораживают гражданам подход к туалету – и проблема будет решена в два счета. Рельсы сроют, провода снимут. Куда поедут троллейбусы? Ну, к ближайшему кольцу, километров за 5. Скажем, к Ладожской… Помните? Зато как стало здорово ездить по Новочеркасскому – куча пустых троллейбусов, комфорт, все довольны. На Суворовском, говорите, не втолкнуться стало? Так надо же диалектику понимать! Единство и борьба противоположностей. Идите на Новочеркасский и садитесь в пустую пятерку…

Забота проявляется не только о Марь Ванне и всяких сортирах, которым мешает трамвай. Забота проявляется и о пассажирах – в первую очередь! Ведь если снимают трамвайные рельсы, нам, пассажирам, всегда обещают заменить трамвай другим видом транспорта. Что же это за таинственный «другой вид»? Как показывает практика, обычно это «свои двои». Например, по набережной лейтенанта Шмидта или по Пионерской. Но разве кто недоволен? Ведь ходить пешком – полезно. Заодно решается и проблема здравоохранения. Иногда, правда, вместо трамвая пускают маршрутки. Понятное дело, гораздо приятнее проехать по свежему асфальту за 15 рублей, чем за 10, но на грохочущем «чудовище»… В совсем уж исключительных случаях по трассам снятых трамвайных рельсов пускают автобус. Вообще то, зря… Если б народ пешком пошел по Большому Сампсониевскому (не зря ж Большим называется) – так ведь народу на пользу и было бы. Впрочем, отдельные недоработки отнюдь не означают, что КТ работает плохо. Тот не ошибается, кто не работает…

Войной с «чудовищем» городские власти не ограничиваются. Мысль кипит и пенится. Ради нас, пассажиров, придумываются все новые ухищрения. Причем тут не надо даже особо выдумывать, главное – фантазии немножко приложить, нужен творческий подход. Вот, например – как избавиться от давки? Да очень просто. Положим, ходил троллейбус с интервалом минут в 10-15. Давился в нем народ, давился. Жалко же людей, живые ведь. Что нужно сделать? Чтоб троллейбус стал ходить с интервалом в 5 минут? Все равно не поможет. Решение гениально в своей простоте – пусть ходит с интервалом в час-полтора. Парадокс? Нет, граждане, это вам только кажется по наивности. Все очень просто (хвала безвестному гению из КТ). Где то за полгодика все пассажиры привыкают, что ждать бесполезно, и троллейбус начинает ходить полупустым. Ведь удобно же – зашел, выбрал место, сел… Ну что это, как не забота о нас же, о пассажирах?

Предпринимает КТ и меры по предотвращению преступности. Ведь когда опаснее всего? Поздно вечером или ночью. Раньше то транспорт работал аж до двух ночи, словно провоцируя пассажиров прокатиться. А потом на темной остановке парочка бандитов на пассажира и нападет. Как решить проблему? Очень просто. Теперь практически весь транспорт работает лишь до 00-00. После полуночи ничто не тянет потенциального пассажира проехаться на трамвае или метро, все сидят по домам. А если кто не успел до полуночи, берите такси, довезет прямо до дому, и никакой вам опасности от преступности.

А гениальная идея о введении нового вида транспорта, так называемой «маршрутки»? Ведь сколько десятилетий мы мучились с банальными вагонами метро, с автобусами, трамваями и троллейбусами. Они не справлялись с пассажиропотоками. А решение просто и парадоксально – нужна туча маленьких средств передвижения. Маленькие, зато много. Теперь куда не кинь взгляд – везде увидишь разнообразные и нарядные маршрутки. Народ в очередях стоит ради удовольствия на них проехаться. Впрочем, эта любовь просто таки предопределена увеличением интервалов движения нормального общественного транспорта, да не суть. Суть, что народу понравилось! А в чем принцип работы нашего КТ? Да «все ради блага пассажира». Спасибо, мы, пассажиры, это понимаем и ценим.

КТ постоянно и неустанно заботится чтобы нам, пассажирам, не было скучно. Ведь гарантия от застоя – только постоянные перемены. Всякие реорганизации и распределения лотов не дают никому соскучиться. И КТ делом занят, и пассажирам весело. Привыкли к маршруткам? Так все, хватит. Отменим сотню маршрутов. Выбор новых путей движения не даст пассажиру скучать. Ну и опять же, пусть головой работает пассажир, мозги меньше ржаветь будут. И разве плохо – экономия денег? Ездили по Невскому в к-187 за 15 рублей, а теперь будете ездить, скажем, в 27-м всего за 10. Что же это, как не забота о нас, пассажирах?

Впрочем, заботу о пассажирах проявляет не только КТ, стараются и парки. Забота, она и есть забота. Ведь как это трогательно – передут маршрут в другой парк или изменят расписание автобуса, месяца через три повесят на какой остановке табличку с номером, и даже снизу припишут «по расписанию». Подойдет пассажир к табличке с другой стороны – а там… пусто. Никакого там расписания. Ну так и правильно – должно ж быть разнообразие. Пусть будут маршруты, которые работают по расписанию, которого никто из пассажиров не знает. Куда интереснее ждать «как повезет». Постоишь, глядишь, и дождешься. Или не дождешься. Зато весело. И не надо переживать что автобус по расписанию не приехал, коли расписания то не знаешь. Такая забота о душевном спокойствии пассажиров не может не тронуть. Ну а если осталось висеть старое расписание – чем это хуже столь любимого народом разгадывания кроссвордов и головоломок? Достаточно пару дней понаблюдать за движением автобусов, чтобы понять, что висящее расписание уже не действительно. Зато какое удовольствие разгадать сей ребус!

А пресловутые «кладбищенские дни»? Это когда в КТ решают, что всем дружно захочется поехать на кладбища. Понятно, надо много автобусов, а где ж их возьмешь? Всякие там служебные и мягкие автобусы – пусть они и стоят в парках, все равно водителей нет. Нужно просто отменить с пару десятков городских маршрутов и бросить машины к кладбищам. Раньше, правда, вешали по трассам объявления типа «не ждите». Теперь давно уже не вешают. А зачем? Питерцы народ грамотный, а кто неверующий – изучайте церковные праздники. Вот вам и духовное просвещение. Главное – городу ни копейки не стоит, а все уже грамотные, знают, когда Рождество, а когда – Пасха.

Много хорошего делают ради пассажиров простые труженики ремзон в парках. Например, поскольку читать при тряске вредно, в салонах вывинчивают лампочки, чтоб соблазну не было. Геморрой – бич нашего времени, а все от сидения на мягком. Поэтому в 1-м и 7-м трампарках освоили производство деревянных сидений. Едет пассажир и заодно от геморроя лечится. Плюс профилактика оного. Как не оценить подобную заботу? В 7-м трампарке вообще работают настоящие физкультурники, проявляя особое внимание к нашему здоровью – любят возить в салоне всякие массивные железяки, внешне напоминающие детали трансмиссии тяжелого танка, перепрыгивание через которые сродни легкой (или тяжелой?) атлетике. Плюс нередко в этих вагонах нет поручней – это уже гимнастика.

Особо теплое слово нужно сказать не только руководству парков, но и скромным трудягам-газорезчикам. Сколько старого хлама они пилят, пилят, пилят… В 8-м – 9-м трампарках распилили огромное число вагонов. Ну и что, что они вполне могли бы еще ездить? Вам охота ездить в старых вагонах, с которых куски обшивки сыплются? Конечно же, лучше постоять подольше на свежем воздухе в ожидании нового нарядного вагона. И правильно, пусть раз в пять реже ходят, зато все красивенькие да новенькие. Помните, еще великий Ленин учил: «лучше меньше, да лучше». А Ильича мы все же до сих пор чтим. То есть, хуже больше, да хуже. Намного хуже. Дело Ленина до сих пор живет в нашем городе славных исторических традиций.

У автобусников есть свои технологии, совершенно непонятные непосвященному. Вот, например, требуется на какой то маршрут, скажем, пять нарядов, т.е. пять машин. А одна сломалась, и другой нет. Все работают, и правильно, что работают. Что делать? План выпуска ведь нарушается! Все страдают. Было найдено гениальное решение – сделать из одного автобуса два. Как, спросите? Да очень просто. Вырезается бумажка, печатаются на ней нужные цифры и приклеивается на автобус в нужное место. Диспетчер регистрирует: выехала на линию машина номер, скажем, 8205. А машина то отъехала и остановилась рядышком. Водитель отклеивает ставшую ненужной бумажку, возвращается на автостанцию и выезжает уже по другому маршруту под своим родным номером, что опять же регистрируется доблестным диспетчером. Видите, как просто? План выполнен, выручил брат брата… Вот какая забота о пассажирах, план то не просто так составляется, он составляется умными людьми, план ведь ради нас, пассажиров. Так что все ради плана, и это правильно!

Но что я все о властях? О пассажире заботятся и простые люди, например, те же водители общественного транспорта. Почти каждый водитель теперь еще и эколог. Курсы по экологии им что ли в парках читают? Экономя драгоценное тепло, они открывают не все двери. Ведь на отопление салона тратится топливо или электроэнергия, а любому ясно, что энергоресурсы следует беречь. Так зачем жечь топливо или энергию, если тепло можно сберечь куда как более экологичным способом? Водители хорошо знают также об опасности шумового загрязнения окружающей среды. Шум – это бич нашего времени. Поэтому даже если и есть микрофон, лучше в него промолчать. Питерский и так знает где какая остановка, а чукча, не будь дураком, спросит «доеду ли я до Московского вокзала» у пассажиров. Экология теперь – это едва ли не самое важное в жизни. Каждый водитель знает, что, наезжая круги, он жгет топливо, которое мало того что является невозобновимым природным ресурсом, оно еще при работе двигателя загрязняет окружающую среду. Будучи прирожденными экологами, водители нашли простой выход. Вечером то мало пассажиров, так чего зря топливо жечь? Лучше о городе позаботиться, вместо последнего круга постоять где у обочины… И воздушная среда чище будет, и шума меньше, и дороги свободней, и топливо сэкономлено.

Не будем забывать, что не только у диспетчеров, но и у водителей есть план. А что нужно делать с планом? Конечно, перевыполнять. Но больше кругов то не наездишь. Что же делать? И тут герои баранки нашли простой выход: есть расписание, значит, его нужно опередить. Написано 16-15, а герой труда, стараясь изо всех сил, приедет на остановку в 16-05. Водитель план перевыполнил, доволен. Пассажир тоже доволен – уехал раньше времени, тоже время сэкономил. Вы скажете, а что если пассажир на остановку придет в 16-12? Хм…Тупой пассажир так и сделает, да мало таких осталось. Мы же питерцы! Впрочем, для особо тупых теперь стали на остановочных табличках приписывать «возможно прибытие автобуса за 10 минут до указанного в расписании времени». Но такое объявление я видел всего один раз, как раз на остановке у дома висит. Могли б и не писать, все давно уже умные стали…

Водители знают не только об экологии. Они знают и основной принцип работы КТ: залог успеха в разнообразии. Чтобы пассажирам было не скучно, водители изобретают самые разнообразные и прогрессивные приемы. Например, в первом троллейбусном парке придумали великолепное развлечение для пассажиров: повесить табличку «в парк» - это по питерским меркам просто банально, гораздо интереснее объявить о сем факте уже по пути, на подъезде к парку. Это своего рода уважение к нам, к пассажирам. Хороший пассажир просто должен чувствовать куда едет вагон, ну хотя бы по блеску в глазах кондуктора, предвкушающего скорое завершение рабочей смены. А если не чувствует, пусть ездит на маршрутках.

О, эти маршрутки…Какой русский не любит быстрой езды? Нет, ну скажите, кому интересно ехать в трамвае со скоростью 10 км/ч? Гораздо круче проехать в маршрутке со скоростью 90 км/ч. Несколько минут ужаса – и ты дома… Для особых любителей водители маршруток иногда устраивают специальные аттракционы – гонки маршруток с лихими маневрами. Гордость берет за наших водителей – настоящие асы! Одной рукой деньги принимает, одним глазом их считает, другой рукой держит баранку, другим глазом посматривает на дорогу, и при этом мчится со скоростью, приличествующей загородному шоссе, плюс с лихими маневрами, обгонами и выездами на тротуар. И все ради того, чтобы нам, пассажирам, не было скучно ехать. Вот как о нас заботятся!

Но что то я все хожу по поверхности да по поверхности? Пора спуститься под землю. Ведь там у нас метрополитен, некогда звучно называвшийся «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина». Сейчас, правда, уже не имени Ленина (а может, уже и не ордена…). Раньше наш метрополитен называли лучшим в мире. Таким он и остался, и не только в памяти. Он и правда лучший в мире. Сейчас докажу. Ведь что главное? Забота руководства метрополитена о нас, о пассажирах. От этой неустанной заботы метрополитен буквально сотрясается.

Театр начинается с вешалки, а метро – во входа, с вестибюля. Очень удобно, что в вестибюлях открывают не все входные двери, а лишь одну или две. Чем быстро проскочить внутрь, приятнее и полезнее побыть подольше на свежем воздухе. И двери сохраннее будут, надо экономить ресурс оборудования.

Спускаемся глубже. Понятно, что копать – сложно и дорого, поэтому мы не в претензии на узкие переходы, тут уж ничего не поделаешь. Но радует, что в этих переходах можно купить самые необходимые в быту вещи, как то очки, бижутерию или компакт-диски. И не нужно тратить время на хождение по разным магазинам. Удобно ведь? А некоторые еще ворчат, что торговля проход загораживает. Граждане, ходите по бульварам! Вон сколько вам пешеходных зон понаделали – там и ходите. А в метро покупайте журналы, очки и сережки.

Объем выдаваемой нам в метро (причем совершенно забесплатно) информации поражает воображение. Спускаясь на эскалаторе, можно узнать и о планирующемся концерте, и о новых тарифах на телефон, и о всяческих вкусных товарах, и о том, что «метрополитен, являясь подземной железной дорогой, представляет собой источник повышенной опасности…». Действительно, представляет. Заслушаешься, так и с эскалатора сверзишься. Спасибо за заботу! Кто предупрежден, тот вооружен.

Скучные гранитные стены путевых тоннелей станций украшены живописной рекламой. Пока поезда ждешь, любуешься, и информацию полезную получаешь. Ну подумаешь, что станция «Автово» посвящена героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне и является памятником архитектуры. Стены то все равно голые. Вместо скучных мыслей о подвиге народа куда как приятней посмотреть на рекламу тампонов и задуматься о месте, куда их положено вставлять. Это голое место куда интереснее, чем голые стены, справедливо считают работники метрополитена. О подвиге народа мы рано или поздно так и забудем, а о наших милых дамах, конечно же, мы не забудем никогда, впрочем, они все равно так или иначе о себе напомнят…

Метрополитен очень озабочен повышением комфортности перевозок. Помните, «в связи со значительно увеличившимся пассажиропотоком…»? Интересно даже, чего это он так увеличился, коли население города уменьшается? Демографический парадокс. Если кто подумает, что он увеличился по причине плохой работы наземного транспорта, то он, конечно, ошибается. Просто любят питерцы свое метро, вот и катаются в нем. Ну а чтобы было удобнее и быстрее кататься, делаются такие объявления с подробными инструкциями о том, как куда проходить и как на ступенях эскалаторов стоять.

Очень радуют пассажиров отлично продуманные правила пользования метрополитеном. Читать их интересно. Например, согласно правил, нельзя разводить костры. И правильно, оно опасно. И на роликах ездить нельзя по станциям, равно как на мопедах и мотоциклах. А ведь как хочется проехаться! Хотя бы разок… Но нельзя – так нельзя… Зато не запрещено летать по станциям на дельтапланах и лузгать орешки. Правда, орешки нельзя запивать пивом, но это ж о нас же забота, не дай бог прольем, оно ж денег стоит. Но вот что странно: почему в правилах пользования не запрещено бросаться под поезда? Вот это серьезная недоработка, нередко целые линии парализуются из-за энтузиастов такого рода спорта. Надо бы все же запретить. Надеюсь, в следующем выпуске правил вспомнят не только о кострах, но и о прыгунах… Но эту небольшую недоработку разработчикам правил мы простим. Тот не ошибается, кто не работает.

Что еще делается ради повышения комфорта пассажиров? Очень многое. Например, ставятся все более новые турникеты со все более пугающей своей сложностью конструкцией. Впрочем, отдадим должное руководству метрополитена: нам терпеливо и подробно объясняют, как ими пользоваться. Оказывается, «сразу после начала поворота вертушки турникет готов к пропуску следующего пассажира, т.к. он накапливает информацию». Кто бы мог подумать? Гордость берет за талантливых инженеров, создавших такое чудо техники. Накапливает… Согласитесь – это звучит! Недавно появились какие то новые, с дверцами, от которых шарахаются не только приезжие чукчи, но даже коренные питерцы. Как представишь, что тебя такой дверцей прижмет за выступающие части… Все же не совсем доросли мы до технического уровня метрополитена. Мы еще отстаем. Так что спасибо родному метрополитену за то, что он приучает нас ко все более прогрессивным техническим чудесам.

Разве мы в претензии насчет турникетов? Это все ради нас же, чтоб заплатить не забыли, есть же люди рассеянные. Вот забыл человек жетончик опустить, его турникет и не пустит, еще и поддаст для вящего воспитания. А встречаются совсем уж несознательные личности, что норовят через вертушку перепрыгнуть. С ними нужно бороться всеми силами. Поставили призмы, все норовят сделать дверцы… Мы, питерские пассажиры, ждем и дальнейших усовершенствований, чтоб никто не ездил за наш счет. Думается, вскоре появятся турникеты, бьющие нарушителей токовым разрядом и запирающие их бесчувственные тела в ловушку. Так и надо, поделом будет!

А смарт-карты? Этого мы ждали давно и со многими надеждами. Красивенькие такие, пластиковые, с фотографией даже. Документ, однако! Надо б еще и с отпечатком пальца. Мало ли кто фотографию подделает? А по отпечатку личность можно установить совершенно уж однозначно. Мы, питерские пассажиры, ждем с нетерпением.

А сколько удивительных прогрессивных методов работы с пассажирами открывают и осваивают в метрополитене? Тут можно долго перечислять. Например, станция «Пионерская». Это только недалекий человек сказал бы – чего стоило в 80-х построить второй наклонный ход. Это тривиально, как то прямо даже по-московски… Мы то питерские. И не нужен никакой второй ход. Все просто. В час «пик » закрываем станцию на вход. Удобно ведь – никто под ногами не путается, все дружно выходим. Или все дружно входим. Ну а отдельные личности, которые желают утром с Пионерской выйти, или вечером туда войти… С такими антиобщественными проявлениями нужно бороться. И борются, вполне успешно, кстати.

Эксплуатация… Тут мы чувствуем заботу постоянно. Мы ездим в древних вагонах выпуска 60-х годов, зато делали тогда надежно, на 40-50 лет, не то что нынешняя рухлядь, с которой на ходу болты сыплются. Лучше ездить в надежных и проверенных вагонах. Системы автоведения организованы по последнему слову техники. Что самое надежное? Конечно же, человек. Вот и внедрено на 3-й линии самое надежное автоведение, где в качестве системы управления используются машинисты. Рука всегда надежней каких то там микросхем, которые могут еще и перегореть. А машинист, он твердою рукой нажмет на нужную кнопку, главное, чтоб перегара не было.

Путем всяческих ухищрений удается увеличить интервалы в часы «пик» до 3-4 минут. И это хорошо! Главное – безопасность. Чем реже поезда ходят, тем меньше риска, что столкнутся. Правда вот пассажиры скапливаются на платформах в ожидании поезда, а потом набиваются в вагоны. А машинист еще удивляется: «не мешайте закрытию дверей». Поезда оснащены удивительно точной автоматикой, которая совершенно четко определит, в каком вагоне двери не закрылись. Вот какие чудесные у нас поезда! «В 3-м вагоне долго двери держать будем?» - нервничает машинист… Ну сами подумайте – что дешевле: купить много новых составов, усовершенствовать дорогие системы автоматики и автоведения, чтоб поезда каждую минуту ходили, или установить чудо-определитель? Конечно, дешевле и эффективнее второе. Пассажиры так или иначе все равно уедут, зато будут совершенно четко знать, в каком именно вагоне отдельные несознательные элементы мешают их проезду…

Гордость берет и за наших метростроителей. В тесном и плодотворном взаимодействии с городскими властями они добиваются замечательных успехов. Например, в Петербурге впервые была освоена технология массового строительства «станций-призраков». Это когда станция есть, а выхода на поверхность нет, и поезд идет без остановки. На самом деле очень интересно – из окна проезжающего вагона можно посмотреть на таинственные темные подземелья. Чего стоит проза жизни рядом с настоящей романтикой? Жаль, один из «призраков» оживили. Ничего, у нас остается второй, «Адмиралтейская». Слишком глубоко ее закопали, вот и не знают уже который год, как выход построить. Все боятся, что дом какой рухнет. Ну, рухнет и ладно, домов много, жильцов то предварительно расселят. Но не так рассуждают проектировщики и строители. На третьей линии множество станций, выходящих прямо в здания, например, в Гостиный Двор – и ничего же не рухнуло. Но тогда, в 60-х, при социализме, кто о людях и о городе думал? Партия сказала – сделали без вопросов. А теперь о жителях и о городе заботятся. Вдруг все же рухнет? Поэтому выход вообще лучше не строить, все равно денег нет.

А сколько внимания и оперативности городская власть и руководство метрополитена проявили в связи с катастрофой на «Размыве»! Ну, тут уж ничего не поделаешь – стихия. Некий гениальный инженер еще советской выучки решил, что притока тепла в тоннеле не будет, и ради экономии средств подморозку не запланировали, плюс еще тоннели один над другим проложили. Это не могло не рухнуть. Вот оно через 20 лет и рухнуло. Стихия… Зато как доблестно и, главное, оперативно решили проблему. Всего каких то 9 лет. Хотя копать там было от силы года на два. Но ведь главное – не с кондачка сделать, главное – все обдумать, спроектировать, спланировать. Таможня еще очень помогла, ведь документы на ввоз щита «Виктория» нужно было тщательно проверить, полно всяких жуликов, так и норовили провезти какую контрабанду вместо щита. «Лучше меньше, да лучше»… Сделали таки! Главное, что не торопясь… Тут ведь главное было не поскорей сделать, а понадежней, не так ли?

Не дает соскучиться и эпопея с Фрунзенской линией. То ее хотят над поверхностью пускать, то докапывать под землей, как начали, но, кажется, ждать открытия скоро не приходится. И оно к лучшему. Опять вспомним бессмертное ленинское… Зачем пускать сразу до Международной (названьице, кстати, еще то!), лучше построить масенький кусочек до Волковской. Сядем на Звенигородской, проедем Обводный, выйдем на Волковской во чисто поле… Кладбище рядом, идти или ехать особо некуда… И тишина… Буколическая картинка. Так и захочется к мертвым пойти, подумать о вечном, вместо того чтобы сломя голову бежать с какой то там Международной по каким то там делам…

А вообще, лучше, наверно, все же докопали бы линию под землей. Иначе придется правила пользования метрополитеном кардинально переделывать. Там же написано что «метрополитен является подземной железной дорогой». А тут над землей. Какая титаническая работа предстоит специалистам, которые будут новые правила писать! «Метрополитен является подземно-надземной железной дорогой». Ведь придется столько всего продумать… Не жечь костры под эстакадами, не прыгать с эстакад, не бросать бутылки из окон вагонов (впрочем, бутылки запрещены, но только открытые, а вдруг кто захочет бросить неоткупоренную?)… Нет, нужно пожалеть скромных тружеников пера, героических разработчиков всяческих инструкций и правил. Давайте уж лучше достроим под землей и сразу до Международной. Мы, пассажиры, подождем, если, конечно, доживем… Мы готовы не по-ленински. Пусть будет – лучше больше, да лучше… Мы подождем, пока вот на трамвае поездим, на 25-м. Правда, там между Салова и Фучика рельсы такие, что трамвай едет медленнее хромого пешехода, и при том рискует с рельсов сойти. Но трамвай, как мы знаем – это «чудовище». Вообще то, лучше там рельсы разобрать, чтоб на ремонт не тратиться. Вполне хватит 42-го троллейбуса с интервалом в час. Итак, возвращаемся из лучшего в мире метро на землю.

А на поверхности… город буквально трепещет от всеобщей заботы о транспорте, причем не только со стороны КТ, парков и водителей. О городском транспорте заботятся почти все. Доблестная ГИБДД, занятая тяжким ратным трудом по собиранию штрафов за превышение скорости на пару км/ч, все же иногда вспоминает и о нуждах общественного транспорта. Бывает, даже полосу выделят специально для автобусов или там под кирпич проехать разрешат. Правда, после таких героических решений не удосуживаются проследить, чтоб по этой полосе никто кроме общественного транспорта не ездил. Конечно, куда важнее собирать штрафы за превышение скорости, чем вылавливать отдельных и редких оригиналов, ездящих по запрещенной полосе.

Да, чуть не забыл этих самых оригиналов, известных как АУ (автоуроды). Гордый владелец какой-нибудь скромной «Ауди» считает своим долгом помочь общественному транспорту тем, чем только может. Есть масса способов. Например, парковка на обозначенных остановках. Мне думается, что эти водители обычно прячутся где то рядом с припаркованным автомобилем. Вспомним Козьму Пруткова: «бросая камни в воду, смотри на расходящиеся круги, иначе какой смысл в этом занятии». Ну действительно, какой смысл припарковаться на остановке и не понаблюдать, какая шикарная пробка возникнет, когда водитель автобуса остановится прямо на левой полосе. А вы думаете, водителю автобуса не надоело все время подъезжать на остановках к поребрику? И так работа тяжелая, все по графику да по маршруту. «Пусть водитель автобуса немного оттянется душой,» –  так  думает автоурод.

Некоторые особо утонченные оригиналы паркуются прямо на трамвайных рельсах, помня, видимо, о том, что трамвай – это «чудовище, уродующее город». Слава этим скромным матросовым, грудью и животом своим спасающих город от ужасных механических чудовищ!!! Вообще даже странно наблюдать, как суетятся, бывает, водители трамвая, вставшего перед таким вот матросовым. И чего они суетятся? А пассажиры чего нервничают? О них же заботятся. Плюс еще пропаганда улучшения уровня жизни – все покупайте себе «Ауди», и вы тоже сможете ставить их на рельсы. Мы ж боремся за повышение уровня жизни, не так ли? Все купим по ауди, все поставим их на все рельсы, тут «чудовищу» и придет конец… Но все же, пока еще не все купили себе по иномарке или хотя бы по жигуленку, меня как то не вполне удовлетворяет позиция наших скромных и героических вагоновожатых. Трамвай ведь куда мощнее любой ауди… Вагоновожатые! Смелей вперед! Вы победите!

В последнее время набирает все большую популярность метод проявления заботы о пассажирах и общественном транспорте, который можно назвать «столкновение в узком месте». Особенно эффективно это действует на троллейбусы и трамваи, которые объехать не могут, так как привязаны к проводам и рельсам. Метод прост до удивления: достаточно столкнуть две машины и пару часов прождать в ожидании доблестной ГИБДД. За это время, если, конечно, повезет, удастся избавить от трамваев и троллейбусов целый городской район, уменьшится износ общественного транспорта (поскольку он будет стоять, а не разбивать подвеску на дорогах), ну а пассажиры имеют возможность бесплатно понаблюдать забавный спектакль – пара прыгающих вокруг своих автомобилей автоуродов. Если повезет, можно насладиться даже зрелищем разборки или драки. Вот как о нас, пассажирах, заботятся скромные рядовые автоуроды.

Не забудем и о том, что транспорт ездит по дорогам. Наши питерские дороги! Это отдельная песня. Гоголь писал: «у России две беды – дураки и дороги». Дураков везде хватает, а вот дороги, кажется, находятся в основном в Питере. Наши дорожники давно уже освоили уникальную технологию прокладки особо ухабистых дорог. Они отличаются сложным рельефом, характеризующимся множеством бугров и выбоин, так что езда по таким дорогам никогда не наскучит. Почечникам очень полезно ездить по таким дорогам в «жестких» автобусах, камни из почек вышибает только так…

Не отстает в заботе о пассажирах и пресса. Зачем беспокоить людей скучными и однообразными сообщениями о закрытии трамвайных линий на ремонт или об отмене маршрутов? И так информационная перегрузка. А постоять часок на свежем воздухе в ожидании трамвая, который не приедет – только на пользу здоровью. Так что спасибо и нашим журналистам.

И, наконец, не забудем о нас самих, о пассажирах. Мы ведь тоже очень любим наш транспорт и очень о нем заботимся. Мы вырезаем красивые узоры на сиденьях, оставляем памятные надписи на стенах, украшаем однообразный ландшафт пола банановыми шкурками и шелухой от семечек… Мы срываем таблички с остановок, поскольку они болтаются на ветру и на нервы действуют. Впрочем, не все пассажиры обладают достаточной фантазией, о чем можно лишь пожалеть. Но с особой любовью мы вспоминаем дорогих футбольных болельщиков, способных сходу вывести из строя троллейбус или вагон метро. И славно, не надо тратить деньги на утилизацию – дайте только им старые вагоны – за бесплатно разнесут до винтиков.

Вот какой чудесный у нас в Питере транспорт! Вот какая забота о пассажирах! А некоторые не ценят, все ворчат по каким то пустяшным мелочам. Граждане, городской транспорт у нас работает прекрасно! Надеюсь, я вас убедил, а если нет – внимательно читайте сначала.





ГЛАВНАЯВ МИРЕВ ПЕТЕРБУРГЕОФИЦИАЛЬНОПУБЛИКАЦИИ
Подготовка материалов - "Комитет петербуржцы за общественный транспорт". Presentacia.ru - дизайн и верстка